В начале каждого года в Северной Осетии можно наблюдать такую картину: на местном рынке люди толпятся в очереди за живыми курами черного цвета. Торговля идет оживленная, все стараются успеть, суетятся. Все дело в том, что в первую неделю нового года в ночь со вторника на среду здесь отмечают один из самых неоднозначных осетинских праздников — Бынаты хицауы ахсав (ночь покровителя жилища), или Хайраджыты ахсав (ночь чертей).
Этот древний праздник подразумевает жертвоприношение — на стол принято подавать мясо черной курицы. Домочадцы совершают такой символический обряд: накрывают на стол, выключают свет и выходят, оставляя приготовленную пищу на некоторое время на столе. Потом еду с такого стола могут есть только члены семьи, нежданно прибывшего гостя ею угощать не полагается. Обряд считается сакральным и совершается для того, чтобы привлечь к семье покровительствующие силы.
Я очень сомневаюсь, что кто-то верит в сакральный смысл этого праздника. Это просто старая традиция, осетинский обряд. Пусть будет. Их не так уж много осталось.
ну, допустим в православной традиции есть сходные вещи – например, святочные гадания и много ещй чего…елка по большому счету – то же язычество…так что наша «черная курица» ничем не выпадает из этоо ряда…к тому ж, ни годы христианства, ни веяния мусульманства не сумели переделать языческого сознания потомков нартов, до сих пор рекламирующих на государственном ТВ, на двух языках адреса богов из своего эпоса и поклоняющихся камням, местам, пенькам, кустам и на всякий случай не забывающих ставящий свечки в храмах…
И хотя в многонациональной и многоконфессиональной Осетии прекрасно уживаются последователи практически всех религий, все чаще в социальных сетях разгораются споры о том, правильно ли совершать такие обряды, особенно тем, кто относит себя к православным или мусульманам. Дискуссии становятся все более острыми, что можно объяснить отсутствием знаний о древней религиозной традиции осетин. Специалисты, изучающие уацдин, как ее принято называть, винят в этом тех, кто упорно пытается причислить осетинские верования к языческим.
Считается, что предки осетин — аланы — были одним из первых народов, получивших знания о христианстве от апостола Андрея Первозванного, и приняли христианство еще в первые века нашей эры. В XIII веке вместе с монголами в эти края пришел ислам. Однако присутствие христианства и мусульманства не помешало осетинам пронести через века собственную оригинальную религиозную систему.
Обращение к древним верованиям, к традициям предков — верный признак этнокультурной консолидации общества. Это тот фактор, который позволяет избежать деградации национального самосознания. Сегодня социологи наблюдают рост числа так называемых либеральных националистов, которые главным маркером своей национальной идентичности считают национальную культуру и национальный язык.
Видео
Репортаж из священного для осетин места
К сожалению, единобожность осетинской религии даже частью самих осетин не осознается в полной мере. Каждый осетин понимает, что Бог у него один, но мир небожителей населен и другими обитателями — духами, ангелами, к которым и относятся указанные покровители отдельных сфер мироздания. Но ведь наличие сонма святых в христианстве или ангелов в исламе не придает этим религиям языческий характер?
Ритуалы, связанные с поклонением высшим силам, например обряд Хайраджыты ахсав, Тамерлан Камболов называет «рудиментом древних языческих верований предков осетин» и сравнивает их с русской Масленицей или английским Хеллоуином.
В 2002 году Камболов провел собственное социологическое исследование, согласно которому адептами православия признает себя только 24% населения Северной Осетии, ислама — 8,5%, в то время как 60% осетин считают себя приверженцами традиционной веры.
Между тем, согласно «Атласу религий и национальностей России», составленному в 2012 году, православными в Северной Осетии себя считают 41% населения, а «традиционную религию предков» упомянули лишь 1% опрошенных людей.
Сторонниками институционализации осетинской традиционной веры создан Оргкомитет Северо-Осетинской общественной религиозной организации «Уацдин». В планах — издание сборника оригинальных осетинских молитв, четкое описание всех ритуалов от рождения до похорон в соответствии с исконной традицией, подготовка грамотных дзуарлагов (человек храма), способных не только рассказать последовательность ритуалов и тексты молитв, но и объяснить всем, кто в этом нуждается, их суть.
Также планируется построить во Владикавказе кувандон (молитвенный дом) современной архитектуры, но с сохранением традиционного для осетинских святилищ стиля.
У всех на слуху имена таких проповедников «осетинской религии»: профессор Таймураз Камболов, Слава Джанаев, Даурбек Макеев и прочие. Вопрос: кто-нибудь видел этих людей в национальных костюмах? Нет, мы видим их гладко выбритыми, одетыми по-европейски, в костюмах, ну на худой конец, в джинсах. Они живут в квартирах, обставленных по-европейски, а не в горных саклях, пользуются всеми теми благами цивилизации, которые появились в странах христианской культуры. Попробуйте отнять у них мобильный телефон или ноутбук или нож и вилку за столом. Не отдадут ведь. А ведь это все не имеет ровным счетом никакого отношения к древним осетинским традициям, а уж тем более к «осетинской религии». Все это к нам пришло из христианских стран.
оставьте нас такими какие мы есть, мы хотим молится нашим «языческим» богам, резать барашков своим божествам и так далее, мы хотим жить так как жили мои предки из покон веков, вот и все какое еще может быть объяснение? Я не хочу быть православным и магаметанином, я хочу быть осетином-традиционалистом.
Видео
Господа знатоки Осетины начиная с их предков и заканчивая сегодняшним днем никогда язычниками не были. Оппоненты всегда возражают мол у вас молятся возле деревьев камней и др. Но осетины молятся не дереву и не камню а богу и святым находясь возле этих самих деревьев и камней. Ведь Христиане приходят молится в церковь Мусульмане в мечети Буддисты в доцаны и тд. так что они тоже язычники. Так во господа хорошие прежде чем поддакивать сторонним ошибочным суждениям на счет язычества Осетин прежде займетесь изучением обсуждаемого вопроса. Верование Осетин древнее многих современных религий и то что его пронесли в веках о многом свидетельствует.
Называть эти древние и самые верные знания о сущности природы языческими стали бизнесмены от религии – попы и имамы, которым необходима единоличная власть над людьми, ведь люди напрямую могли обращаться к силам природы без их посреднического участия. Старые обряды красивы, потому что они гармонируют с природой, поэтому, несмотря на 2,5 тыс. историю борьбы церквей и мечетей с язычеством, они так не смогли это язычество искоренить – люди интуитивно, изнутри чувствуют и понимают истину – подсознание трудно обмануть и запугать. Очень хочется, чтобы наши древние обычаи и верования были как можно более для нас доступны. Я тоже считаю, что у нас, осетин должно быть свое здание в городе, где можно было бы узнавать таинства обрядов и делиться знаниями о них. Ведь у всех остальных конфессий такие здания есть.
14 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе