Традиционный поход владикавказских школьников на спектакль обернулся скандалом. В пьесе «Три мушкетера» зрители до 16 увидели пикантно одетых главных героев, вовлеченных во «взрослые» сцены. Билеты на пьесу, которую поставили в местном молодежном центре искусств, предложили ребятам купить их классные руководители. Общественность негодует и требует сурово наказать провинившихся педагогов и директоров школ. Прокуратура уже начала проверку.
Во Владикавказе разгорелся скандал вокруг мюзикла «Три мушкетера», который принудительно заставили посетить учащихся городских школ. Спектакль проходил в последнюю декаду декабря во дворце культуры Северо-Осетинского госуниверситета. Причем премьерный показ состоялся еще год назад. Однако, как и в позапрошлогодний показ, этот мюзикл так и остался бы незамеченным в череде предновогодних концертных программ, если бы не одно «но». В минувшую субботу нескольких журналистов федеральных и республиканских СМИ пригласили в среднюю школу № 26 для проведения мастер-класса по азам журналистики. Дело уже близилось к концу, как вдруг кто-то из педагогов предложил учащимся высказаться на тему, что их не устраивает в школьных буднях и школьной программе. Гром грянул среди ясного неба.
— Мне не нравится то, что нас заставляют покупать билеты на шоу с участием Таши Газдановой, — сказала 11-классница. Корреспондент «Коммерсанта» Заур Фарниев не поверил этому и переспросил у рядом сидящего учителя.
— Да, это правда. Меня даже собирались отстранять от классного руководства за то, что я отказалась реализовывать билеты в своем классе, — ответила она. В тот же день журналист написал об этом на своей странице в Facebook, вскоре информация появилась на информационном портале «15-й регион».
Нас собрали, раздали всем билеты и сказали, что мы должны заплатить 300 рублей и пойти на этот спектакль. И у брата, и у сестры тоже было по билету. Моему брату 12 лет, он сидел рядом. Мне стыдно было на это смотреть. Это вообще не для детей.
Позиционирующую себя певицей и поэтессой Ташу Газданову больше знают как «светскую львицу» местного масштаба. Она с завидной периодичностью появляется на передовицах глянцевых журналов, в которых к тому же охотно публикует свои довольно откровенные фотосессии. В прошлом году отметилась весьма резонансным клипом «Сережа», который посвятила своему богатому спонсору. В мюзикле «Три мушкетера» Газданова сыграла роль Миледи, появившись на сцене в коротких кожаных шортах и ажурных чулках. Ее достаточно раскованные танцы и движения явно должны были подпадать под определение «взрослого контента». Однако на билетах не была указана возрастная рекомендация. Более того, режиссер-постановщик мюзикла Изабелла Каргинова в своих комментариях в прессе в резкой форме не соглашается с мнением о наличии «взрослых сцен».
Она что, исполняла французские поцелуи, с кем-то целовалась? Что она делала такого откровенного, чего эти дети не видят на наших телевизионных каналах? Что она делала такого на этой сцене, что выходит за рамки информационного пространства, в котором живут наши дети? Она была в колготках, ботфортах и шортах, сзади огромная юбка. Такие у нас стилизованные костюмы. А в новогодних огоньках женщины не в декольте бывают с открытыми спинами и руками? Что происходит, я не понимаю. Что там эпатажного такого, что это так осуждается? Мне странно, что современные журналисты задают такие вопросы. Вы в каком мире живете? В этом спектакле нет ничего, что бы развратило старшеклассников. Давайте уже в современном информационном мире забудем о морали!
Другие роли в постановке исполняют известные в республике эстрадники. Мюзикл — своеобразная местная адаптация романа Александра Дюма. Да и ведут «мушкетеры» чисто осетинские разговоры. Несколько роликов со спектакля попали в YouTube. «Рецензии» в соцсетях от увиденного посыпались самые разные. От «ни Дюма себе» и «ужаса и бреда» до сравнения «мушкетеров» с местными гопниками. Основатель сайта Ossetia.Ru Сослан Табуев был более конкретен: «Просмотрев отрывок в ютюбе, снимаю свой вопрос по поводу “16+”, это “99+”. Такую пошлость нельзя никому показывать».
Мне, честно говоря, странно слышать слова Каргиновой, которая утверждает, что в спектакле ничего такого нет и у героев были очень красивые костюмы. Дюма был бы в шоке, увидев такую безвкусицу.
Однако среди моря критики встречаются и единичные одобрительные оценки. Сотрудник городской газеты Милена Тедеева соглашается с тем, что распространение билетов в школе было неверным шагом, но считает, что это не повод бичевать режиссера.
Это не повод поливать грязью человека с незамыленным мышлением и чуть иным, отличным от пропахшего нафталином, ортодоксального мышления тех, кто считает, что что-то понимает в искусстве в этом городе. Истерика по поводу Таши… а что, собственно, в ней такого необычного? Девушка выглядела смешно в своей серьезности, которая превращалась в комичную на баннерах, развешенных по всему городу… Но разве другие отутюженные красотки так уж сильно отличаются от нее? Каргинова правильно и по назначению использовала ту харизму, которая есть в этой вызывающей столько шума девушке. До ее участия в мюзикле я думала, она полная бездарь, а теперь вижу: даже та малость, которая ей дана, — непаханое поле.
Бездарнее ничего не видела! А это бедная блондинка… Кто ей сказал, что ее место на сцене? Певица и поэтесса? Люди, опомнитесь! Слушая такое, вы уже не различаете, где искусство, а где маразм.
Видео
Что-то не увидел недовольных школьников, как все журналисты об этом рассказывают. В одном соглашусь, Миледи зачетная)
Я тут смотрел записи на телефон, что творилось в зале — не передать! Кстати, в зале далеко не старшеклассники были, там сидели дошколята даже!
Впрочем, не было бы столько споров и критики вокруг этого мюзикла, если бы его не показали детям. Директор СОШ-26 Зара Туккаева рассказала, что давно сотрудничает с продюсерским центром «Арт Шанс» и старается «культурно просвещать детей», поскольку у родителей зачастую не бывает времени водить своих детей на спектакли. Как выяснилось, билеты в школах распространяли представители этого центра.
Что именно будет происходить на сцене во время мюзикла, я не знала. Но откуда мы знаем, что не так с этой артисткой. До этого наши ребята уже посещали постановки молодежного центра искусств «Снежная королева», «Золушка». И все было нормально. Нам обычно рекомендуют идти на их спектакли свыше. Родители наших учеников могли отказаться от билетов. Мы просто настоятельно рекомендовали им сводить на эту постановку своих детей.
Однако слова руководителя школы о рекомендательном характере посещения спектакля — похоже, явное лукавство. Как рассказывают школьники, на класс им выделяли примерно два десятка билетов по 300 рублей. Дети элементарно могли не сдать деньги, но в таком случае билеты не возвращались — учителя должны были из своего кармана возместить нераспроданные билеты, к тому же их упрекали в неумении работать с классом и родителями своих учеников. Поэтому ученики вынуждены были покупать билеты. Продюсерский центр «Арт Шанс» получал прибыль, день за днем показывая мюзикл для полупустого зала. Билетная программа, судя по всему, была налажена во многих школах Владикавказа. Во всяком случае известно, что билеты настойчиво предлагались также в 38-й, 42-й, 44-й школах.
Сама госпожа Каргинова не видит ничего плохого в том, что школьникам предлагают сходить на постановки по произведениям классиков мировой литературы. По ее словам, «Три мушкетера» было рекомендовано к просмотру ученикам 8–11-го классов. Однако на деле «эротические сцены» наблюдали и учащиеся средних классов. В 38-й школе, например, билеты распространяли даже в 5-м классе, о чем сообщила блогер София Аланская.
Когда принесли билеты на «Трех мушкетеров», я не стала покупать. Не потому, что знала, что из себя представляет эта постановка. Но сейчас моему возмущению нет предела! Я как мать, разумеется, против того, чтобы мои дети наблюдали, как полуголая девушка расхаживает по сцене. На класс моей дочери было выделено 20 билетов, часть из которых так и не раскупили. И чтобы избавить классного руководителя от неприятностей, родители решили внести недостающую сумму, скинувшись по 100 рублей.
Вся эта история не осталась незамеченной в вышестоящих инстанциях. Глава республиканского минобрнауки Алан Огоев сразу же отреагировал на вскрывшиеся факты и заявил о том, что каждый такой сигнал будет проверен. По его словам, если директор школы заставляет учителя приобретать билеты, то тому следует написать заявление в министерство. Подобный факт уже можно расценивать как превышение должностных полномочий. Начальник управления образования Алексей Тменов открестился от того, что его ведомство может быть как-то причастно к распространению билетов, также заявив о готовящейся служебной проверке. Председатель парламентского комитета по образованию, культуре и информационной политике Тамара Таболова (к слову, в недавнем прошлом известный репортер) посоветовала учителям обращаться непосредственно к ней, если их принуждают приторговывать билетами. Однако точки на над i все же должна поставить прокуратура. Надзорное ведомство сразу отреагировало на сообщения в СМИ о продаже билетов на «клубничку» и начало проверку этих фактов.
Неужели эта проблема является самой острой в нашей республике. В нашей республике на каждом метре сауны. Почему блогеры не пишут про них?
Будет на сцене «голопопый» шедевр или нет, в общем, не более важно, чем насилие в виде принуждения к покупке билетов. За это надо наказать. А за то, что у нас в динамиках верещит или на сцене пляшет, надо уже другим попенять.
4 комментария к материалу.