В Дагестане на стенах и заборах столицы республики появились надписи радикального исламского толка — от призывов к джихаду до обращений к девушкам, чтобы соблюдали исламский дресс-код. Этот вид пропаганды исламской культуры появился здесь меньше года назад, но у него уже есть свои последователи и противники.
В течение нескольких месяцев в Дагестане набрали популярность так называемые джихад-граффити. Это настенные надписи исламского толка. В качестве агитационной площадки местные исламские активисты используют стены домов и зданий практически во всех городах республики.
Этот вид стрит-арта зародился на улицах Махачкалы относительно недавно — пожалуй, ему нет и года. Эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев в своем блоге писал, что в создании исламских настенных надписей значение играет всё: тема, язык, шрифт и даже место надписи. «А в большинстве случаев или же практически все они состоят из религиозного и военного сленга, чаще всего джихадистского», — пишет исследователь.
— Наиболее всего в среде религиозной, и чаще протестной молодежи, ценятся надписи, связанные с деятельностью боевой диверсионно-террористической группировки «Джамаат Шариат». Боевиков этой группировки, появившейся на свет еще в 2004 году, религиозная протестная молодежь Дагестана воспринимает как героев исламского сопротивления. Сами боевики не могли обойти вниманием такое увлечение религиозной молодежи. На одном из сайтов дагестанских боевиков в прошлом году было опубликовано предписание, названное «воззванием к молодежи». В одном из пунктов этого воззвания есть четкие указания молодому мусульманину — поклоннику исламских граффити писать исключительно зеленой краской и только на русском языке, поскольку величие и красота арабского языка предназначены для более серьезных богословских текстов.
Корреспондент SmartNews сделал попытку найти тех, кто делает эти надписи в городе. Но это оказалось сложной задачей. Участники религиозных групп различных соцсетей писали, что не имеют к этому отношения и не знают тех, кто этим занимается.
Смею предположить, что это просто крик души и один из методов призыва, надписи бывают не только о вершине ислама джихаде, также часто можно встретить обращение к девушкам, чтобы те носили хиджаб. Либо листовки, расклеенные по городу, с напоминанием о намазе. Почему так делают — понятно. Кто делает — да кто угодно.
Эти надписи на стенах не имеют никакого отношения к граффити, не надо смешивать это.
По поводу граффити джихада — создали прям новое понятие, даже смешно немного. Вы под словом «граффити» понимаете банальные надписи из серии «Здесь был Вася»? Ну, в данном случае призывы к джихаду? Не смешивайте эти понятия, это разные вещи.
С точки зрения первого заместителя министра по национальной политике Дагестана Зикрулы Ильясова, все эти настенные призывы к джихаду возникают из-за того, что нынешняя исламская молодежь невежественна.
Такие надписи появляются, потому что мы идем в средневековье. Не только на правительственном, но и на обывательском уровне это воспринимается агрессивно. Сегодня, в XXI веке, навязывать какое-то правило моды или одежды — я считаю, это не совсем в духе времени. Мы же не будем одеваться по чьему-то указанию. Думаю, грамотные исламские философы и религиозные деятели до этого просто не опустятся. Такое дело идет от невежества.
Настенные призывы к ношению платка или к джихаду в Махачкале встречаются в основном в центре города: в прибрежном парке, рядом с крупными торговыми центрами, на домах, недалеко от мечетей. Это места большого скопления людей, а значит, велика вероятность, что надписи увидят многие.
Какой-то специальной программы по борьбе с этими надписями у дагестанского правительства пока нет. Но на помощь приходят активисты из школы граффити при республиканском молодежном комитете.
При комитете работает школа граффити. Ребята из школы выходят и закрашивают эти надписи разного толка. Вместо них рисуют стильные граффити, пропагандирующие здоровый образ жизни. Понятно, что мы не можем этим заниматься в больших масштабах, потому что люди это делают добровольно. Даже если просто почистить стены от исламских призывов, это ничего не даст. Поэтому мы заменяем эти надписи позитивными граффити.
Возникшая меньше года назад субкультура настенного призыва к джихаду быстро стала популярной в Дагестане, где ислам — доминирующая религия. Однако такой способ пропаганды исламской культуры не по душе и представителям Духовного управления мусульман Дагестана.
— Это неприлично. Написано в небрежной, грубой форме. По-моему, это отворачивает от ислама. Для просвещения есть другие пути. Например, в исламе сказано, что призывать к религии нужно добрым словом, проповедью и хорошим нравом. А писать на стенах — это не самый верный метод. Тем более что эти надписи не всегда бывают в хороших местах, и имя Аллаха они могут написать в грязном месте. Это мы считаем неприличным, неэтичным и несовременным методом призыва к исламу.
Видео
В республиках СНГ проходят настоящие фестивали исламских граффити, которые более похожи на искусство, чем «творчество» неизвестных жителей Дагестана. Видео пользователя YazQizi
По-моему, обычное варварство, просто привлечение к себе внимания. лучше бы улицы подмели или цветы на клумбах посадили.
По меньшей мере странно, что власти Дагестана не могут противостоять такому «настенному джихаду». Что один из руковолителей правительства республики констатирует: «мы идем в средневековье». Что спецслужбы не могут нейтрализовать сайты боевиков. Чего тогда ждать от невежественной дагестанской молодёжи, которая (цитата): «воспринимает как героев исламского сопротивления» боевиков диверсионно-террористической группировки «Джамаат Шариат»? Кстати, сопротивления — кому или чему? Росссийской государственности? Cиловикам? Здравому смыслу? Если и далее оставлять эти проявления без внимания и без наказания, то мы действительно «пожнём бурю».
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе