Впервые руководство республики Дагестан отмечало день Конституции республики в традиционной дагестанской одежде. Цель акции — возродить интерес дагестанцев к своей культуре на фоне массовой арабизации населения. Корреспондент SmartNews выяснял, удастся ли черкескам и кабалаю потеснить хиджабы и камизы.
Празднования Дня Конституции Республики Дагестан в этом году ждали многие дагестанцы. А всё из-за того, что еще весной врио президента республики Рамазан Абдулатипов выступил с инициативой возродить у дагестанцев интерес к своей культуре. Первым шагом стал призыв надевать национальную одежду на республиканские праздники.
Несколько лет назад кавказский свадебный костюм занял первое место в Лондоне. Если бы мы наших дочерей воспитывали с детства надевать национальное платье, то у нас не вошла бы в моду арабская одежда. Заставить никто не может, но мы должны пропагандировать свою национальную одежду. У нас в семье девять детей, и мы жили бедно, но всегда в чистоте и порядке. Нужно оберегать людей от грязи и разврата. Это задача глав администраций, депутатов и других представителей органов власти, общественности.
Ежегодно на День Конституции в столице Дагестана проходят массовые гуляния: представители всех этнических групп республики разворачивают палатки, в которых угощают национальной едой. Но в этом году 26 июля, День Конституции, попал в месяц Рамадан, когда мусульмане держат пост. Потому гуляния в городе были отменены и празднование ограничилось лишь открытием нового культурного центра «Дом дружбы» и концертом на площади Махачкалы.
Во время официальных мероприятий весь руководящий состав республики действительно был одет в этническом стиле: мужчины надели черкески, а женщины — платья и кабалаи, соответствующие их народности. А глава республики к этому празднику сшил даже два наряда: белую черкеску с черной рубахой и черную черкеску с белой рубахой.
Все думали, что я приду в акушинской одежде, а я надела урахинскую, откуда мой отец родом. Идея эта хорошая, все тут же стали искать свою национальную одежду, узнавать свои традиции. Очень интересная инициатива.
На мне национальная одежда гидатлинки, это аварцы. Ее я сшила несколько лет назад в своем селе, потому что там у нас до сих пор ходят в национальной одежде. Серьги достались мне от мамы. Сейчас они стоят 15 тыс. рублей. Когда я вышла замуж и приехала в город, около месяца ходила в национальной одежде, но потом сняла ее. Сегодня я опять надела этот наряд, и мне очень приятно быть в своем национальном костюме.
Мой наряд мне сшили на заказ здесь, в Махачкале. На всё ушло несколько дней. Я всю жизнь хотел надевать эту одежду, а сейчас представился случай. Я не один приехал в национальной одежде, нас из Лакского района здесь человек 20. Я не сторонник, чтобы заставлять носить черкеску, или хиджаб, или мини-юбки. Но, насколько я помню, хиджабов в Дагестане не носили, хоть и закрывались. Наша национальная одежда ведь намного лучше.
В Дагестане, где проживает большинство мусульман, с каждым годом всё чаще можно увидеть женщин в хиджабах, а мужчин — в камизе и шальварах. Эту одежду, соответствующую нормам шариата, местные предприниматели привозят из ОАЭ, Саудовской Аравии, Египта, Сирии.
Некоторые дагестанские историки, этнографы и даже политики не раз поднимали вопрос о «необходимости» хиджаба в Дагестане, так как местная национальная одежда по смыслу имеет такое же предназначение, как и хиджаб. Поэтому идея возродить дагестанскую традиционную одежду у некоторых дагестанцев вызвала интерес. Впрочем, и здесь просматривается конфликт поколений: старшие выбирают свои корни, а многие молодые, не раз бывавшие в арабских странах, настаивают на шариатской одежде.
Видео
Видео пользователя Кавказский узел
Наша одежда, наша культура — уникальная. Мы должны носить свое, зачем перенимать чужое? У нас в Тарумовском районе много русских живет. Обязательно на свои праздники они надевают свою национальную одежду. И к вопросу сохранения своих традиций очень трепетно относятся.
В Дагестане живут мусульмане, а отказ от своих адатов в пользу исламских норм есть путь к спасению и объединению. Конфликт адатов и норм шариата присутствует давно, и конфликт не шуточный. А кого огорчает развитие ислама, тот пусть развивает религию, которую исповедует сам.
Я хранила дома свою национальную одежду, но недавно отдала ее в лакский театр. Жаль, что сейчас она непопулярна. Пусть лучше нашу одевают, чем вот это, непонятно что. Кто-то из них еще говорит нам, что мы не мусульмане. Я уразу держу, мой внук ни один намаз не пропускает, но я не хожу закрытая.
Если наша национальная одежда сочетается с нормами шариата, то думаю, что девочки оденут ее. Но нужно, чтобы она обязательно соответствовала шариату. Наши бабушки раньше закрывались, носили свою одежду, но всё равно есть небольшие недоборы: например, шея может быть открыта. Раньше надевали шали, а сейчас вряд ли наши девочки наденут шали. Это ведь неудобно в повседневной жизни. Хотя по праздникам можно так одеваться. Я бы сама так одевалась, потому мне иногда бывает тяжело с подбором арабской одежды. Продается она не везде, приходится ее искать, с чем-то сочетать. Да и стоит она дорого.
Очень хорошо, что придумали носить эту одежду. Я вспоминаю, наши родители носили национальную одежду. Мы все сейчас должны об этом вспомнить. Наша одежда не была такой, какую сейчас молодежь носит. В последнее время молодые часто куда-то к арабам ездят, а потом приезжают в их одежде. Пусть эту одежду там одевают, а здесь пусть носят нашу.
Не поддерживаю. Что плохого в моем камизе? Как вы себе представляете, если я сейчас одену черкеску? По-моему, это смешно и похоже на маскарад. Горцем нужно быть в душе, внутри, а не снаружи. Но при этом нужно помнить, что мы не просто горцы, но еще и мусульмане. Да, Шамиль когда-то носил традиционную одежду, но сейчас время другое. Думаю, если бы у него был такой камиз вместо черкески, он бы понял, что делать в нем намаз удобнее. Одежду себе я привез из Саудовской Аравии, когда ездил в Хадж.
Парнишка на площади крикнул: «Смотри, казаки!». Ему сказали: «Дурак, это же наши горцы так одевались». Вот до чего дожили — черкеска ассоциируется с казаками.
До сих пор национальную одежду в республиканские праздники и памятные даты в Дагестане надевали лишь представители некоторых организаций. Например, организация «Вацлъи» («наше братство» — аварский). Периодически члены братства устраивают в Махачкале флешмобы, цель которых напомнить дагестанцам о корнях, показать всю красоту национального костюма. В этом году список активистов пополнило и руководство республики.
До сих пор не утихают споры о полезности этой акции и о качестве сшитых для чиновников нарядов. Но, тем не менее, глядя на них, многие дагестанцы вдохновились. Некоторые из опрошенных SmartNews жителей республики признались, что в следующий раз на праздник они обязательно постараются надеть свою национальную одежду.
3 комментария к материалу.