В Санкт-Петербурге стартовал проект #freebike. Теперь на городских велопарковках то и дело появляются специальные велосипеды, выкрашенные в белый цвет. Проезд на двухколесном транспорте абсолютно бесплатный. Правда, узнать заранее, где и когда можно будет «поймать» общественный велик, нельзя.
Главное правило акции #freebike — брать велосипед на одну поездку. Любой может взять белый велик и доехать на нем куда угодно, но там — оставить на парковке для следующего желающего.
Справка SmartNews
Идея белых велосипедов родилась в 60-х годах XX века в Голландии. В то время в Амстердаме действовала анархическая группировка Provo. Одним из нововведений группировки был так называемый план белых велосипедов. Его целью было сделать Амстердам более удобным для жизни, решив в городе транспортные проблемы. Provo предложили муниципалитету закупать по 20 тыс. велосипедов ежегодно и предоставлять их жителям Амстердама абсолютно бесплатно. Система заключалась в том, что любой желающий мог доехать из пункта А в пункт Б на бесплатном белом велосипеде, после чего просто оставлял его, а фрибайком мог воспользоваться следующий. Но план городским властям не понравился. Тогда провокаторы решили действовать своими силами. Они перекрасили 50 велосипедов в белый цвет и оставили их на улицах для общественного пользования.
Проект #freebike стартовал в начале сентября этого года. Инициаторами стали команда велоцентра «Скатпрокат» и креативная группа «Идея». Началось все, как и в Амстердаме, провокационно. Только в данном случае эпатаж не был запланирован. Организаторам стали поступать вопросы о том, когда же наконец на улицах города появятся синие байки. Оказалось, что аналогичную акцию запустила компания «Велодрайв», причем под тем же названием. Разница в том, что на белых велосипедах висит только табличка #freebike, а на синих помимо нее есть еще и скромное упоминание о «Велодрайве». «Белые» отнеслись к такой выходке лояльно — лишь бы для города было полезно.
Мы объявили об акции заранее — в июле этого года. С этого момента люди стали приносить в «Скатпрокат» свои старые велосипеды. Многие из них были даже не на ходу. Приходилось собирать их, как конструктор. Белый цвет мы выбрали в качестве дани амстердамскому велообмену. Я сознательно не хотел брать никого к себе в компанию, потому что не знал, каким будет продолжение. Это эксперимент, и для нас, и для города, в него было вложено максимум труда, времени и душевных сил. И когда обмен наконец начался, до меня дошла глубинная суть амстердамской акции. Действительно, получилась провокация, на которую поддался «Велодрайв», поддались журналисты, об этом пишут и об этом говорят. И это главная цель акции — вызвать отклик в обществе.
Сейчас в Петербурге около 30 бесплатных велосипедов. Название #freebike — это не поклон моде на англицизмы. Оно имеет практический смысл: по этому хэштегу вдохновители велообмена следят за его ходом в социальных сетях. Прохожий, который видел общественный велосипед, или счастливчик, воспользовавшийся им, могут указать место, где он сейчас находится, поделиться впечатлениями или внести предложения. Кстати, по окончании сезона с помощью социальных сетей кураторы движения попросят отвезти байки в велоцентр. Зима, конечно, не время для велосипедов, но, несмотря на холода, проект не заморозится.
Зима для нас — период подведения итогов. Нужно будет собрать информацию от пользователей велосипедов, понять, насколько эта идея прижилась. К нам проявили интерес промышленники Петербурга, у которых есть наработки по использованию в российских условиях автоматов для парковки велосипедов. Мы налаживаем контакт с правительством. Сегодня велообмен существует во многих странах. И нигде он не обходится без участия властей. У города в подобном социальном проекте много выгод, и важнейшая из них — имиджевая. Тем более если власти осуществят план по превращению центра в пешеходную зону, здесь без велосипеда не обойтись.
Видео
Да, велики удобные и копеечные совсем, но они не приносят прибыли владельцу, потому реализовать их без серьёзной поддержки мэрии не получилось бы. А в остальном — я только за. Кстати сейчас электромобили по тому же принципу сдавать стали, симпатичные машинки.
Надо сделать специальные стоянки и обозначить эти стоянки на карте, чтобы все знали где можно брать велосипеды. Город очень большой и найти по городу велики, прислоненные к любым деревьям в любом месте, практически невозможно. Такая система работает в Париже, правда аренда там стоит 1 евро. Проект супер, спасибо ВАМ!
Можно каждый вел нумеровать, и чтобы коды были на замках не 0000, а для каждого вела свой. Чтобы взять проехать на нём, необходимо гуднуть организаторам с мобильного (с открытым номером), у которых будет сидеть девочка со списком номеров велосипедов и номерам кодов к ним, назвать номер велосипеда, а она тебе код.
Только бы это выжило — отличная мысль! Когда-то в Париже организация подобных велопарковок (не бесплатных, но за весьма скромные деньги) помогла переизбраться мэру. Для нас это конечно не актуально — все равно никто никого не избирает. Но это то, что может хотя бы летом спасти город от пробок в центре.
У нас в городе очень много холодных дней… да и народ разный встречается, но надеюсь приживется такая замечательная идея!!! Удачи организаторам!
Отлично, во многих станах это уже работает, и это становится привычным, надеюсь Москва не подкачает!
Да, идея с велосипедами конечно классная. Экология и всё такое. И безусловно, эту идею надо развивать. Хочу лишь поделиться некоторым опытом жителя большого западного города.
Во-первых, никогда и ничего в этом мире не бывает бесплатного. Не знаю как идея с бесплатными великами будет работает в Питере, но не думаю, что это продлится долго. В нашем городе тоже полно общественных велосипедов и велостоянок, но за аренду велсипеда надо платить. Порядка $5 в сутки. Оплата производится кредиткой, если велосипед не вернут вовремя, то компания всегда будет знать, с кого снимать штрафные.
Во-вторых, на некоторых городских дорогах выделена специальная полоса для движения велосипедистов. Она тянется вдоль обочины и на таких дорогах еще более-менее можно совместно ездить и машинам, и велоиспедистам. Но на тех дорогах, где нет таких полос, все просто ужасно! Как водитель я просто тихо ненавижу и откровенно боюсь велосипедистов на таких улицах. Они ездят по непредсказуемым траекториям и приходится «шарахаться» от них как от чумы, потому что не дай бог кого-нибудь задеть — за всю жизнь потом не расплатишься.
12 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе