Из рук в руки. В Петербурге появились общественные велосипеды

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: REUTERS/Yves Herman

В Санкт-Петербурге стартовал проект #freebike. Теперь на городских велопарковках то и дело появляются специальные велосипеды, выкрашенные в белый цвет. Проезд на двухколесном транспорте абсолютно бесплатный. Правда, узнать заранее, где и когда можно будет «поймать» общественный велик, нельзя.

Главное правило акции #freebike — брать велосипед на одну поездку. Любой может взять белый велик и доехать на нем куда угодно, но там — оставить на парковке для следующего желающего.

Справка SmartNews

Идея белых велосипедов родилась в 60-х годах XX века в Голландии. В то время в Амстердаме действовала анархическая группировка Provo. Одним из нововведений группировки был так называемый план белых велосипедов. Его целью было сделать Амстердам более удобным для жизни, решив в городе транспортные проблемы. Provo предложили муниципалитету закупать по 20 тыс. велосипедов ежегодно и предоставлять их жителям Амстердама абсолютно бесплатно. Система заключалась в том, что любой желающий мог доехать из пункта А в пункт Б на бесплатном белом велосипеде, после чего просто оставлял его, а фрибайком мог воспользоваться следующий. Но план городским властям не понравился. Тогда провокаторы решили действовать своими силами. Они перекрасили 50 велосипедов в белый цвет и оставили их на улицах для общественного пользования.

Проект #freebike стартовал в начале сентября этого года. Инициаторами стали команда велоцентра «Скатпрокат» и креативная группа «Идея». Началось все, как и в Амстердаме, провокационно. Только в данном случае эпатаж не был запланирован. Организаторам стали поступать вопросы о том, когда же наконец на улицах города появятся синие байки. Оказалось, что аналогичную акцию запустила компания «Велодрайв», причем под тем же названием. Разница в том, что на белых велосипедах висит только табличка #freebike, а на синих помимо нее есть еще и скромное упоминание о «Велодрайве». «Белые» отнеслись к такой выходке лояльно — лишь бы для города было полезно.

Мы объявили об акции заранее — в июле этого года. С этого момента люди стали приносить в «Скатпрокат» свои старые велосипеды. Многие из них были даже не на ходу. Приходилось собирать их, как конструктор. Белый цвет мы выбрали в качестве дани амстердамскому велообмену. Я сознательно не хотел брать никого к себе в компанию, потому что не знал, каким будет продолжение. Это эксперимент, и для нас, и для города, в него было вложено максимум труда, времени и душевных сил. И когда обмен наконец начался, до меня дошла глубинная суть амстердамской акции. Действительно, получилась провокация, на которую поддался «Велодрайв», поддались журналисты, об этом пишут и об этом говорят. И это главная цель акции — вызвать отклик в обществе.

Юрий Бирюков, руководитель проекта, SmartNews

Сейчас в Петербурге около 30 бесплатных велосипедов. Название #freebike — это не поклон моде на англицизмы. Оно имеет практический смысл: по этому хэштегу вдохновители велообмена следят за его ходом в социальных сетях. Прохожий, который видел общественный велосипед, или счастливчик, воспользовавшийся им, могут указать место, где он сейчас находится, поделиться впечатлениями или внести предложения. Кстати, по окончании сезона с помощью социальных сетей кураторы движения попросят отвезти байки в велоцентр. Зима, конечно, не время для велосипедов, но, несмотря на холода, проект не заморозится.

Зима для нас — период подведения итогов. Нужно будет собрать информацию от пользователей велосипедов, понять, насколько эта идея прижилась. К нам проявили интерес промышленники Петербурга, у которых есть наработки по использованию в российских условиях автоматов для парковки велосипедов. Мы налаживаем контакт с правительством. Сегодня велообмен существует во многих странах. И нигде он не обходится без участия властей. У города в подобном социальном проекте много выгод, и важнейшая из них — имиджевая. Тем более если власти осуществят план по превращению центра в пешеходную зону, здесь без велосипеда не обойтись.

Юрий Бирюков, руководитель проекта, SmartNews

Видео

Да, велики удобные и копеечные совсем, но они не приносят прибыли владельцу, потому реализовать их без серьёзной поддержки мэрии не получилось бы. А в остальном — я только за. Кстати сейчас электромобили по тому же принципу сдавать стали, симпатичные машинки. 

Надо сделать специальные стоянки и обозначить эти стоянки на карте, чтобы все знали где можно брать велосипеды. Город очень большой и найти по городу велики, прислоненные к любым деревьям в любом месте, практически невозможно. Такая система работает в Париже, правда аренда там стоит 1 евро. Проект супер, спасибо ВАМ! 

Можно каждый вел нумеровать, и чтобы коды были на замках не 0000, а для каждого вела свой. Чтобы взять проехать на нём, необходимо гуднуть организаторам с мобильного (с открытым номером), у которых будет сидеть девочка со списком номеров велосипедов и номерам кодов к ним, назвать номер велосипеда, а она тебе код. 

Только бы это выжило — отличная мысль! Когда-то в Париже организация подобных велопарковок (не бесплатных, но за весьма скромные деньги) помогла переизбраться мэру. Для нас это конечно не актуально — все равно никто никого не избирает. Но это то, что может хотя бы летом спасти город от пробок в центре.

У нас в городе очень много холодных дней… да и народ разный встречается, но надеюсь приживется такая замечательная идея!!! Удачи организаторам!

Отлично, во многих станах это уже работает, и это становится привычным, надеюсь Москва не подкачает! 

Прислал
Anvar Durmanov

Да, идея с велосипедами конечно классная. Экология и всё такое. И безусловно, эту идею надо развивать. Хочу лишь поделиться некоторым опытом жителя большого западного города.

Во-первых, никогда и ничего в этом мире не бывает бесплатного. Не знаю как идея с бесплатными великами будет работает в Питере, но не думаю, что это продлится долго. В нашем городе тоже полно общественных велосипедов и велостоянок, но за аренду велсипеда надо платить. Порядка $5 в сутки. Оплата производится кредиткой, если велосипед не вернут вовремя, то компания всегда будет знать, с кого снимать штрафные.

Во-вторых, на некоторых городских дорогах выделена специальная полоса для движения велосипедистов. Она тянется вдоль обочины и на таких дорогах еще более-менее можно совместно ездить и машинам, и велоиспедистам. Но на тех дорогах, где нет таких полос, все просто ужасно! Как водитель я просто тихо ненавижу и откровенно боюсь велосипедистов на таких улицах. Они ездят по непредсказуемым траекториям и приходится «шарахаться» от них как от чумы, потому что не дай бог кого-нибудь задеть — за всю жизнь потом не расплатишься.

Автор

Елизавета Фоменко

Над статьей работали

Anvar Durmanov, Надежда Сокирская

Добавить комментарий

12 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Марина Карпова 22 октября 2012, 10:30

Идея классная, по всей Европе уже давно такой транспорт используется.

Станислав Захаркин 22 октября 2012, 14:13

Сам люблю кататься на велике, можно сказать что это хобби. Но у нас совершенно не приспособлен город к такому транспорту.

Никита Березин 22 октября 2012, 15:35

Меня как водителя велосипедисты немного раздражают, пусть дискриминация, но это очень неудобно. Зачастую они ведут себя непредсказуемо и большинство аварий именно по их вине случаются

Екатерина Костикова 22 октября 2012, 20:44

А представьте, если бы они все были на мотоциклах? Нет уж, пусть лучше на велосипедах, я считаю.

Отмечено
редакцией

Anvar Durmanov 23 октября 2012, 16:07, Изменено: 24 октября 2012, 18:21

Да, идея с велосипедами конечно классная. Экология и всё такое....
И безусловно, эту идею надо развивать.
Хочу лишь поделиться некоторым опытом жителя большого западного города.
Во-первых, никогда и ничего в этом мире не бывает бесплатного. Не знаю как идея с бесплатными великами будет работает в Питере, но не думаю что это проддится долго. В нашем городе тоже полно общественных велосипедов и велостоянок, но за аренду велсипеда надо платить. Порядка $5 в сутки. Оплата производится кредиткой и если велосипед не вернут вовремя, то компания арендатор всегда будет знать с кого снимать штрафные.

Отмечено
редакцией

Anvar Durmanov 23 октября 2012, 16:07, Изменено: 24 октября 2012, 18:22

Во-вторых, на некторых городских дорогах выделена специальная полоса для движения велосипедистов. Оня тянется вдоль обочины и на таких дорогах еще более-менее можно совместно ездить машинам и велоиспедистам. Но на тех дорогах где нет таких полос просто ужасно! Сам я, как водитель, просто тихо ненавижу и откровенно боюсь велосипедистов на таких улицах. Они ездят по непредсказуемым траекториям и нам, водителям, приходится "шарахаться" от них как от чумы, потому что не дай бог кого-нибудь задеть - за всю жизнь потом не расплатишься.

Anna Bykhmareva 22 октября 2012, 15:36

Ура! где взять!!! я бы даже если бы он платный был взяла... Точно давайте брать положительный опыт Европы...

Алексей Громыкин 22 октября 2012, 16:49

Все это хорошо работает, но не у нас в стране. Большинство людей не понимают такого - если бесплатно, значит можно забрать. У нас менталитет не приспособленный к таким удобствам.

Инна Новикова 22 октября 2012, 17:30

Питер всегда был похож на Европу, не смотря на погоду для многих это будет удобным средством передвижение.

Марина Алехина 22 октября 2012, 18:45

Я за экологию, поэтому и за такие акции.

Екатерина Костикова 22 октября 2012, 20:38

Молодцы) Дорогие москвичи, кажется, на сей раз Питер нас сделал. Считаю, немедленно надо поправить. Нам такое тоже нужно, с нашими-то пробками и нездоровым образом жизни)

Наташа Жигулина 25 октября 2012, 11:42

Идея хорошая, но не в каждом районе. У нас в Выборгском районе , например, очень много бездомных собак, которые нападают на велосипедистов. На своем то велосипеде страшно ездить.

Добавить комментарий

Новое на сайте