Фото: teatrodicapua.com
В Санкт-Петербурге набирает популярность такая форма общения со зрителем, как андеграундный театр. SmartNews выяснил, что сегодня могут предложить альтернативные подмостки Северной Пальмиры.
«Театро Ди Капуа»
«Театро Ди Капуа» основали четыре года назад итальянский режиссер и актер Джулиано Ди Капуа и актриса Илона Маркарова. Славу театру принесли резонансные спектакли «Медея» и «Монологи вагины», который пришлось переименовать в «Монологи V». Несмотря на то что последний спектакль режиссеру рекомендовали закрыть, эта постановка идет в России уже шесть лет с немалым успехом. У «Театро Ди Капуа» нет постоянной площадки: спектакли проходят на различных сценах города, от «Мюзик-холла» до «Космонавта». Репетируют актеры дома или в офисах своих приятелей.
Мы позиционируем свое искусство как протестное. Наш коллектив не делает постановки про то, как муж пришел с работы, а в шкафу любовник, мы стараемся создавать яркие альтернативные проекты. Для меня самый любимый, самый, в хорошем смысле, больной спектакль — это «Медея». Я очень горжусь теми, кто его делал, и мне кажется, до зрителя дошел месседж, который мы хотели донести. Я мечтала сыграть Медею, потому что чувствую, что она должна сказать. У меня в планах сыграть и Веру Фигнер, женщину-народовольца, поэтому сейчас я ищу драматурга и режиссера, но не избалованного критикой и государственными театрами, а начинающего художника.
Видео
Творческая лаборатория «ON.ТЕАТР»
Организаторы подчеркивают, что у них именно лаборатория, а вся их деятельность — это эксперимент. Театр предоставляет молодым режиссерам площадку, чтобы они могли попробовать себя на большой сцене. Первое, что сделала лаборатория, — это организовала одноименный фестиваль. Уже около года, как у театра есть своя собственная сцена.
Мы не стационарный театр, у нас нет постоянной труппы. Для молодых режиссеров «ON.ТЕАТР» — путевка в жизнь. Репертуар состоит из спектаклей – победителей нашего фестиваля. Также некоторые режиссеры попадают к нам через проект «Свободный вторник». Раз в неделю мы отдаем молодым художникам площадку, где они могут абсолютно бесплатно поиграть. Их оценивают зрители, критики и профессионалы «ON.ТЕАТР», после чего они совместно принимают решение, включать ли спектакль в постоянную программу.
Была сегодня на спектакле «Череп из Коннемары»… в голову приходят только слова восторга! Настолько увлекает сам сюжет, что складывается впечатление, что ты случайный наблюдатель, будто подсмотрел, подслушал. Очень, о-о-очень понравился спектакль! А первоклассная игра актеров просто восхищает!
Театр «Особняк»
Если «ON.ТЕАТР» делает ставку на постоянный режиссерский состав, часто меняя актерскую труппу, то в «Особняке» все как раз наоборот. За спиной у театра богатое прошлое. Он основан в 1989 году группой профессиональных актеров, которые создали свой «актерский» театр с приглашенными режиссерами.
Костяк нашей аудитории — молодые люди от 18 до 30 лет. Это думающая, философски настроенная публика, которую в сложившемся укладе жизни что-то не устраивает, и они пытаются в нем разобраться. Нам интересен не классический театр, а театр, который ищет нестандартные решения. Мы в направлении поиска, который не ограничивается жанром.
Видео
Фрагмент спектакля «Кроткая» по мотивам произведения Ф.М. Достоевского.
Спектакли в основном по современной драматургии, это произведения Джойса, Фриша, Пелевина, а также Достоевского и Чехова. Цены очень демократичные, 150–400 рублей, но все же о билетах лучше позаботиться заранее, ведь в зале всего 80 мест! Я смотрел спектакль «Так говорил Заратустра». Очень двоякое мнение сложилось. С одной стороны, несколько актеров на сцене создавали непонятный сумбур, с другой стороны, местами было весьма проникновенно. Честно сказать, не очень понравился. Зато мои знакомые ходили на спектакль «Священная книга оборотня» — и они в восторге!
«Такой театр»
Идея создания «Такого театра» принадлежит Наталье Пивоваровой. Первый спектакль 10 лет назад «Черствые именины» — ее дипломная работа. Реакция публики вдохновила режиссера настолько, что она решил создать театр. Изначально в труппу вошли Александр Баргман, который стал художественным руководителем театра, Наталья Пивоварова, Александр Лушин, Ирина Полянская и Вера Харламова.
«Такой театр» можно назвать дружеской, даже семейной площадкой, все мы очень тесно общаемся вне сцены. У нас нет четкой политики, мы ставим спектакли о том, что у самих наболело, берем тех артистов, с которыми хочется не только работать, но и дружить. Наша цель — сочинять постановки без всяческих примесей, генерировать интересную компанию людей, чтобы создавать искусство в чистом виде.
Уже второй раз в конце ноября театр проводит «Такой фестиваль». В первый год он собрал не только почти все свои спектакли за 10 лет, но и вырыпаевскую «Комедию» театра Doc, постановки театра «Приют комедианта», а на этот раз — созданные режиссерами за пределами Петербурга.
Видео
Ничего не слышала раньше о «Таком театре» до вручения премии «Золотая маска». Заинтересовалась и решила сходить на спектакль «Иванов». Очень хорошая постановка. Потрясающая игра актеров. Сколько неподдельных эмоций, переживаний. Великолепные костюмы и музыкальное сопровождение добавили ярких красок. С удовольствием посмотрю этот спектакль в другом составе. Рекомендовала всем подругам. Не сомневаюсь, что они получат столько же удовольствия при просмотре спектакля, как и я. Ведь новизна и свежий взгляд на вечные вопросы не оставят равнодушным никого. Я иначе стала смотреть на бытовые проблемы, ведь это такие мелочи. Планирую посмотреть здесь еще «Жан и Беатрис», хочу увидеть уже знакомых мне актеров в новых ролях.
Театр «Не-Кабуки»
Если в японском театре кабуки все роли исполняют мужчины, то в «Не-Кабуки», наоборот, основная часть актерского состава — женская. «Не-Кабуки» — просветительский театр. Режиссер сетует на то, что сегодня сложно встретить пьесу, где речь героев не будет искажена, а образ осовременен. Принципиальная позиция труппы — не вносить никаких корректив в авторский текст, а со зрителем разговаривать исключительно на серьезные темы.
Мужчины — не приверженцы театральной дисциплины. Как ни странно, в театре нужно делать не то, что хочется тебе, а то, чего требует роль. А мужчинам больше хочется самовыражаться. Мужчина считает, что у него и так много нагрузок на работе и полноценно трудиться еще и в театре он не сможет. В основном к нам приходят любители. Они проходят у нас обучающий курс и после уже играют.
В репертуаре — спектакли «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Медный всадник» и «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина, «Двенадцать» А.А. Блока. Постановки этого театра отличает прежде всего внимание к тексту, скрупулезный анализ произведения. Показать автора, а не себя — вот творческое кредо художественного руководителя и режиссера театра Натальи Лобуновой.
Творческое объединение «Волосы дыбом»
«Волосы дыбом» — пожалуй, один из самых молодых творческих проектов Петербурга. В ноябре объединению исполнился год. Организаторы — Юрий и Елена Бедрак, остальных партнеров они ищут уже по мере готовности спектакля. Пока «Волосы дыбом» поставили литературно-джазовый перформанс «Иосиф Бродский. Пилигрим» и моноспектакль «Побеги: стихи=музыка».
У зрителей волосы от неожиданности действительно встают дыбом. Например, в «Побегах» стихотворения Цветаевой читаются под дабстеп и под электронную музыку Drum and Bass. Так основатели творческого объединения надеются объяснить молодежи, что классика — это не обязательно школьные уроки литературы, так трудно дававшиеся некоторым.
Во-первых, мы хотим показать некую современность классических вещей, которые проходят еще в школе, а во-вторых, простоту каких-то очень сложных произведений, которые могут иногда даже пугать человека, не очень сведущего в литературе и искусстве. Мы стремимся создать некий симбиоз простого и сложного.
Само провокационное название, как признаются создатели, служит неким алиби, на случай если зритель не поймет их смелых решений. Однако, как замечает Елена Бедрак, таких случаев в их практике было крайне мало.
Думала, что любовь к стихам умерла у меня с окончанием школы… Вы дали понять, что все еще живо, главное — подача, харизма чтеца, сопровождение и место. Вы прекрасны и очень талантливы:)