Эксперты петербургского информагентства проанализировали 500 ДТП в пяти странах мира — России, Эстонии, Финляндии, США, Германии — и обнаружили, что строгое соблюдение ПДД только ухудшает ситуацию на дорогах. А значит, автомобилистов надо в обязательном порядке обучать экстремальному вождению.
Согласно исследованию, проведенному петербургскими аналитиками, около 80% аварий связано с нарушением водителями правила приоритета. Однако в современных городах и с современным трафиком правило приоритета перестает работать. Оно становится таким: «Выполняй маневр, если тебя пропускают». Иначе движение на перегруженных улицах остановится. Эксперты пришли к выводу, что едва ли не каждого из проанализированных ДТП можно было бы избежать — при условии, что водители обладали бы навыками безаварийного вождения.
Аналитика показала, что 90% данного вида аварий можно было бы предотвратить, если бы второй участник, будучи формально невиновным в ДТП, предпринял правильные контраварийные действия. То есть имел бы специальную контраварийную подготовку и умел предсказывать аварийные ситуации и мгновенно их предотвращать. Причем в странах ЕС правила соблюдают предельно корректно, и все же там бывают многочисленные ДТП, в том числе и с серьезными последствиями.
В агентстве считают, что главная причина аварийности на дорогах — отсутствие контраварийной подготовки у водителей и устаревшие ПДД. Проблему можно решить введением обязательных кратких курсов контраварийного вождения раз в год для всех водителей. Курсы предлагают организовать на специальных симуляторах, имитирующих городскую и загородную езду, а также заставляющих водителя выходить из аварийных ситуаций. Кроме того, аналитики заявляют, что действующие правила для автомобилистов устарели и их нужно менять, учитывая современные тенденции — к примеру, увеличение числа машин. Более того, Антон Вуйма считает — правила дорожного движения можно отодвинуть на второй план.
Необходимо изменить ПДД, адаптировав их для интенсивного трафика, но поставив правила на второй план после контраварийной подготовки водителей. Во многих ситуациях незначительное нарушение правил позволяет предотвратить аварию, а тотальное следование ПДД невиновным участником ведет к ДТП. Иными словами, добиться того, чтобы основной целью всех водителей было избежать аварии, а не быть правым в этой аварии. Сейчас страх перед наказанием за нарушение ПДД превышает страх перед самой аварией, что в корне неверно. На данный же момент политика борьбы с аварийностью во всем мире заточена под правила дорожного движения. И это ключевая ошибка.
Водители, прошедшие через тренинг, будут более старательно наблюдать за дорогой, независимо от того, соблюдают они ПДД или нарушают, — так считают аналитики. Фактически они предлагают водителям проходить усиленную подготовку и регулярно ее повторять.
Вот это все безаварийное вождение, курсы для водителей — это та еще история. ПДД устарели — ладно. Но как водителей заставить курсы проходить? Кто будет это оплачивать? К тому же — ПДД написаны кровью. И какое-то правило приоритета их не затмит. Всего-навсего нужно соблюдать правила, и тогда все будет в порядке. А в Европе — да, тоже бывают ДТП. Но их там совершают те, кто опять же не соблюдает правила.
Рецепты Антона Вуймы оригинальностью не отличаются. В Петербурге уже существует немало школ экстремального вождения, где учат выходить из заносов и избегать ДТП. Однако многие эксперты считают, что такое обучение лишь укрепляет излишнюю самоуверенность водителей, вместо того чтобы давать привычку следовать правилам дорожного движения.
— Такие курсы могут привести к печальным последствиям. У людей будет еще больше притуплено чувство опасности, поскольку они якобы «будут владеть контраварийными приемами». На самом деле очень малый процент водителей способен пройти эту школу. Так же как и жонглировать мячами в цирке может далеко не каждый. То, что предлагают авторы, — это преступление! Всех подготовить будет невозможно по чисто физиологическим и психическим причинам. Улицы города — это не трек, где могут пригодиться эти навыки. Что касается Европы, то почему-то, попадая туда, я могу вести машину, не уставая, в два раза дольше, чем по дорогам Российской Федерации, где неизвестно, какой маневр может выкинуть уверенный в себе «гонщик». Никакие тренажеры не помогут и не спасут. Водители грубо нарушают правила дорожного движения. Даже если кто-то хорошо выучился в автошколе — попадая на дорогу, он оказывается в беззаконном «море».
Прекратить ремонтировать дороги совсем!!! Лежачие полицейские тогда совсем не понадобятся. А если серьезно, то все мы участники дорожного движения, просто уважать друг друга на дороге, быть внимательными и бдительными.
Предложения петербургских аналитиков весьма оригинальны — в обязательном порядке экстремальному движению не учат нигде в мире. Считается, что главное условие безаварийной езды — соблюдение ПДД, а не мастерское владение разными методиками вождения.
Справка SmartNews
В разных странах для обеспечения безопасности дорожного движения предпринимают свои меры. В Британии снижения добиваются за счет совершенствования стратегии и тактики дорожного движения. В США любые исследования о причинах ДТП анализируются, и по результатам разбора принимаются конкретные решения. В Бельгии тщательно подходят к подготовке водителей. В Турции — нарушение ПДД ощутимо бьет по кошельку. В Финляндии — велосипедисты ездят обязательно в шлемах, а пешеходы носят на одежде светоотражающие элементы. В Польше ужесточена ответственность за игнорирование правил управления автомобилем.
Длительное время машина в России была роскошью. И поэтому сегодня тот, кто наконец накопил денег и дорвался до приобретения машины, норовит показать, что он круче всех. Вы не увидите водителя, который встал в очередь за колбасой и пролез в этой очереди первым. Он понимает, что какая-нибудь бабка обязательно даст ему авоськой по голове. Но если он сел в машину, он может объехать всю очередь, стоящую на поворот, и встать первым. В очереди за колбасой он не может позволить себе такого, его там прибьют, а в машине — может, потому что его не достать.
Пока предложение об обязательных курсах безаварийного движения особого ажиотажа не вызвало. Не совсем понятно и то, кто будет такие курсы организовывать, а также сколько это будет стоить. Тем не менее автоинспекторы Петербурга давно бьют тревогу — число аварий в городе с каждым годом растет.
Справка SmartNews
За девять месяцев 2012 года в Петербурге случилось 6006 ДТП. Это на 12,3% больше, чем в прошлом году. Погибло 326 человек — на 7,6% больше аналогичного периода прошлого года. Ранено 7202 человека — на 12,9% больше, чем в прошлом году.
1 комментарий к материалу.