Изголодавшись по живой музыке, не обязательно идти в филармонию, клуб или бар. В Петербурге попасть на настоящий концерт можно, просто спустившись в метро. Иногда среди музыкантов, играющих в подземке, встречаются настоящие самородки, способные потешить вкус даже самого искушенного слушателя.
Метро — территория вечной спешки, место, где люди стремятся закутаться в свою одежду, как в кокон, и дистанцироваться друг от друга. Но порой они прерывают свой бег, чтобы насладиться андеграундным искусством.
Александр. Играет на кахоне
Александр признается, что в метро играет не так давно. Спустился в подземку исключительно ради того, чтобы «побарабанить» в удовольствие себе и людям, хотя основной его заработок тоже связан с музыкой — он диджей в диско-трэш-барах.
Я люблю кахон, на нем можно добиться разнообразного тембра, из-за этого многие называют его дешевой ударной установкой, зато это компактно и удобно. У него очень интересная история. Считается, что его придумали рабы, которые играли на ящиках из-под фруктов. Эти ящики и были прародителем кахона. А после он получил такое распространение, что стал чуть ли не народным португальским инструментом. Сегодня его используют в аккомпанементе для фламенко.
Александр исполняет свои зажигательные ритмы только на станциях, по вагонам не ходит — считает, что это слишком муторно и навязчиво. Молодой человек признается, что места творческой дислокации он меняет по нескольку раз за вечер — прогоняют. Хотя договориться всегда возможно. Цена вопроса — от 100 до 500 рублей. Вот и сейчас не удалось запечатлеть Александра, играющим на экзотическом для наших широт инструменте, — строгий сотрудник доблестной полиции настоятельно посоветовал парню удалиться.
Кирилл, играет на скрипке
Скрипач Кирилл оказался персоной весьма интригующей. Сказал, что приходит сюда только в возвышенном и вдохновленном состоянии, но что именно его вдохновляет, не признался — не для печати. Впервые спустился в подземку, будучи еще учеником музыкальной школы. Какие тогда испытал эмоции, уже не помнит, но сегодня идет в метро в первую очередь для того, чтобы получить удовольствие, выпустить пар и достичь «сатисфекшена». На вопрос, чем он зарабатывает на жизнь, скрипач признался, что он фрезеровщик.
Больше всего я люблю исполнять юмор и шутки. А вообще, конечно, мне нравится играть авторские композиции. Моего вдохновения хватает максимум на час. Но за это короткое время тебя могут несколько раз попросить покинуть помещение. Но когда сильно хочется поиграть, то можно и остаться, договориться. За сколько договариваемся? Всегда по-разному, это зависит от коррупционности полицейского, у всех свои тарифы, но в среднем это 100 рублей. А вот сколько зарабатываю, не скажу — это военная тайна и секрет фирмы.
Виталий (саксофон) и Роман (джемба)
Такое необычное сочетание музыкальных инструментов дает на редкость гармоничное звучание. Музыканты признаются, что играют только авторские композиции, а многие мелодии придумываются и развиваются прямо на ходу. Летом ребята творят на улице, говорят, что и в подземке, и наверху есть свои плюсы и минусы. В метро лучше акустика и играть можно несмотря на любую непогоду, зато на улице ощущаешь себя полностью независимым: ведь там никто не прогонит.
Изначально мы играли втроем, с нами еще был контрабасист, но он уехал в Китай. Мы нечасто спускаемся в метро. Сегодня поняли, что давно не виделись, поэтому решили собраться, чтобы творить совместно. Мы считаем, что заработок зависит не от станции или сезона, а только от того, насколько хорошо ты играешь. Мы профессиональные музыканты, выступаем в совершенно различных местах, а игра здесь — это в первую очередь способ найти приятного слушателя.
Ольга Исаевна, играет на флейте
Ольга Исаевна играет на флейте уже больше десяти лет. Ей нравится стоять именно на станциях, а не в переходах между ними, потому что здесь люди не пробегают мимо, у них есть возможность послушать, а у музыканта — быть услышанным. Конфуций как-то сказал: «Найди себе любимое дело, и тогда до конца жизни тебе не нужно будет работать». Ольга Исаевна признается: для нее игра на флейте никогда не была работой в классическом понимании этого слова. Женщина пробовала делать перерывы, но ее сразу охватывал сплин, ведь флейта дарит ей особенный заряд сил и энергии.
Прихожу всегда с разными чувствами. Бывают дни, когда стою, играю и плачу, но так и достигается катарсис. Иногда плачут слушатели. Недавно мужчина спел под мелодию вальса из «Моего ласкового и нежного зверя». Там, оказывается, есть слова. Он даже пустил скупую мужскую слезу, это было невероятно трогательно. Меня очень часто благодарят за исполнение — и это самое приятное. Кто-то руки целует, кто-то цветы дарит, а некоторые даже на колено встают. Я все хочу начать записывать комплименты, которые мне говорят, а то из-за переполняющих эмоций все быстро забывается.
Ольга Исаевна признается, что за десять лет видела и пережила столько всего, что сюжетов хватило бы на целый сериал. Проблемы были, есть и будут. Но, с другой стороны, если выступления в метро сделать легальными, то тогда будет просто не протолкнуться. А пока это запрещено, сюда приходят смелые натуры, для которых творчество превыше всяких репрессий.
Видео
Музыканты в метро Санкт-Петербурга
Как-то раз в Новосибе на вокзале три мужика, по всему видно — любители выпить, на старых раздолбанных акустиках, с ацтойными пьезодатчиками, включенными в проигрыватель советского производства 60-лохматого года, лабали на площади у вокзала!.. КАК ЛАБАЛИ!!!!… вокруг собралась толпа народа и все орали просто.. визжали от восторга, в том числе и я!.. Вот это тема! А у нас в основном — под ненастроенную гитару хрень поют, да ладно хрень, дак и хреново поют, зато девочки с ними дайдай… хренушки!.. Или играй, или иди в грузчики! И заработаешь больше, и пользы от тебя больше будет. Короче, бездарные лодыри, выучившие три аккорда. А хорошее исполнение — редко, но тогда — слушаю и плачу (от слова платить).
Сам играл на улице около пяти лет, поэтому могу рассказать, как это всё изнутри. По поводу лодырей, выучивших три аккорда, частично согласен, но есть одно но: когда я начинал, был именно таким лодырем, мне тогда было 16 лет. В результате, по ходу нахватавшись от разных уличных музыкантов, чему-то научился, даже более или менее развился слух и голос. Так что это определенная школа жизни в плане общения и в плане музыки.
играл все лето — ни разу не платил никаким бригадам, никто не прогонял. Питер.