В интернете собирают подписи под просьбой не утилизировать легендарный атомный ледокол «Арктика», а превратить его в музей. По мнению активистов, корабль с героическим прошлым нельзя отправлять «на иголки». Более 10 тыс. человек выразили поддержку этой идее, однако судьба ледокола до конца не решена.
31 июля 2012 года атомный ледокол «Арктика» был исключен из Регистровой книги судов и стал готовиться к утилизации. Это событие взбудоражило и возмутило представителей петербургской общественности. Появилась идея — превратить корабль в музей (по примеру ледоколов «Красин» в Петербурге и «Ленин» в Мурманске), сохранить его в качестве корабля-памятника и присвоить статус культурного наследия Российской Федерации.
Справка SmartNews
Атомный ледокол «Арктика» был построен в 1972 году, принят в эксплуатацию после испытаний в 1975 году. В 1977 году атомоход покорил Северный полюс и стал первым кораблем, побывавшим в самой северной точке планеты. В 1983 году спас экипажи судов северного завоза, застрявших во льдах Северного Ледовитого океана. В августе 2008 года легендарный корабль был выведен из эксплуатации.
Встать на вечную музейную стоянку ледокол «Арктика», по замыслу, должен, скорее всего, в Петербурге. Ведь именно на Балтийском заводе в 1971 году корабль был заложен, а в 1972 году — спущен на воду.
Он сам по себе музей, там можно разместить музей Арктики и Антарктики, историю судостроения и учебно-тренировочный центр для будущих капитанов и механиков, которые учатся в академии Макарова. Это будет очень нескучно, и я думаю, что он очень здорово будет вписываться в панораму города и будет, безусловно, популярен.
В поддержку легендарного корабля были открыты странички в социальных группах («Твиттере», «Фейсбуке», «Одноклассниках», «ВКонтакте»), блог в «Живом журнале», и целый сайт, полностью посвященный ледоколу. В интернете ведется сбор подписей в защиту «Арктики»: сейчас насчитывается более 12,5 тыс. голосов, однако организаторы рассчитывают на 100 тыс. подписантов. Тогда идея может получить статус общественной гражданской инициативы и будет рассмотрена федеральными властями.
Видео
Сторонники превращения «Арктики» в музей приводят убедительные аргументы. Дело в том, что, по оценкам специалистов, затраты на утилизацию атомного ледокола составят почти 2 млрд рублей. А стоимость переправки судна из Мурманска (где оно сейчас стоит на приколе) в Петербург составит примерно 110 млн рублей, дальнейшая реконструкция и содержание — еще 60 млн рублей в год. Что, очевидно, гораздо дешевле утилизации. Не говоря уже о том, что ледокол в качестве музея может приносить и доход. Ведь, согласно статистике, музей ледокола «Фрам» в Норвегии за год посещают около 300 тыс. человек.
Предлагают сторонники ледокола «Арктика» сравнить затраты на превращение корабля в музей и с другим «всеобщим эквивалентом». По их мнению, стоимость такого перепрофилирования «Арктики» обойдется гораздо дешевле, чем покупка петербургским футбольным клубом «Зенит» бразильского игрока Халка, обошедшегося команде в 40 млн евро.
Каждое судно, на протяжении своей долгой жизни, хоть чем-то, но отличилось. И превращать его в музей — это продолжать расходовать на него бюджетные средства. Экипаж держать человек с 20 надо, питание подавать надо, обследовать раз в 5-6 лет надо, на создание и обновление экспозиции деньги тратить надо и т.д. и т.п. А восстановить бы его — оно бы продолжало пользу приносить России. Несмотря на вышесказанное, я не против музея — где поставить подпись, давайте поставлю…
Конечно, у планов превращения атомного ледохода в музей есть свои трудности. И главная — это радиационная безопасность. Ведь «Арктика» оснащена ядерным реактором. Сейчас он заглушен, однако место, где располагалось ядерное топливо, требует демонтажа и утилизации.
Атомный ледокол «Арктика»
Основная трудность в том, что проект этот технически очень сложный. Можно даже сказать — очень интересный своей сложностью. Все равно, как построить новую Эйфелеву башню, но с учетом современности. Это же надо решить вопрос с заглушённым ядерным реактором, что и как с ним делать, потом восстановить «Арктику», тащить через всю Северную Европу на Балтику буксирами или тяжёлым перевозчиком. Дальше — нужен глубоководный причал для осадки в 11 метров, надо его строить. Потом, подключение к сетям электропитания, решение вопроса с канализацией, непосредственно проект Музея на «Арктике» и его реализация, содержание — ну просто тьма проблем вплоть до МИДа и согласований прохождения проливов. Поэтому и нужно обращаться к федеральной власти, как к единственно способной решить такую сложную задачу. Вот поэтому нужно обращение. «Пирамиды строились по воле фараона», как говорится.
Вариант постановки у причала и перегон буксирами — самый низкобюджетный. Ставить её в сухой док нужно, но это дело многозатратное и требует уже хорошего архитектурного проекта на всю инфраструктуру парка. Пока можно только фантазировать и генерировать идеи.
Так или иначе, но опыт превращения атомного ледокола в музей есть. Это ледокол «Ленин» —первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой в Мурманске. На «Ленин» тоже были потрачены титанические усилия, почти в течение 20 лет.
На сбор запланированных 100 тыс. подписей авторы проекта отвели себе ровно год. Крайний срок — 17 августа 2013 года. Утилизация ледокола намечена на 2015–2016 годы.
1 комментарий к материалу.