Коворкинг, свободное пространство, антикафе… Слова, нынче доносящиеся со всех творческих углов Петербурга. Слова сколь модные, столь для многих непонятные. SmartNews выяснил, в чем суть набирающих популярность коворкингов, как организуется работа пространства, предназначенного для мозгового штурма, и где после него можно отдохнуть.
Коворкинг ― тип работы, при котором участники, оставаясь независимыми друг от друга, используют общее пространство. Подобные офисы нового плана особенно привлекают представителей креативного класса.
Родоначальником коворкинга в Петербурге стал молодой интернет-предприниматель Юрий Лифшиц. В феврале этого года он открыл на Лиговском проспекте пространство «Зона действия». За полгода своего существования оно стало самой большой и многообещающей площадкой города. Сегодня «Зона действия» — это не только коворкинг-центр и образовательный клуб. Это место стало вторым домом для фрилансеров, дизайнеров, архитекторов, а для начинающих предпринимателей и вовсе первым. На большом пространстве уместились конференц-зал, отдельные офисы, ивент-зона, а для тех, кто действительно надолго здесь обосновался, есть кухня и даже прачечная. Попасть из одной «комнаты» в другую можно не только пешком, но и на велосипеде.
Мода на коворкинги началась из-за убогости офисов. Людям захотелось другого пространства, в котором приятно находиться, творить, общаться. Рабочую атмосферу создает прежде всего соседство ― хочется быть рядом с успешными людьми. У нас часто коворкеры знакомятся друг с другом и в дальнейшем становятся бизнес-партнерами. Попасть к нам очень легко ― просто приходишь и говоришь: «Хочу протестировать коворкинг». Я еще не встречал человека, который после тестового дня сказал: «Нет, дома все-таки лучше». У нас нет дневного тарифа, только месячный, потому что мы семейное место. Мы хотим знакомиться с людьми, дружить с ними, а дружить с каждым по полчаса лично мне сложно.
Те, кто не хочет готовить на «собственной» кухне или покупать месячный абонемент, могут пойти в «Третье место». Проект включает в себя коворкинг, кафе и мини-отель. Оплата в рабочей зоне почасовая ― 99 рублей в час. Несмотря на широкий профиль, создатели делают ставку на образование. В «Третьем месте» проходят дебаты, network-сессии, уроки светской жизни, курсы молодых мам и кинопоказы на английском языке. А для тех, кто хочет отдохнуть в перерыве между деловым завтраком и мастер-классом по SMM-маркетингу, в зале стоит стеллаж с настольными играми.
У нас не было стационарного офиса, такого места, где ты работаешь и чувствуешь, что тебе не хочется уходить, ты полон сил и энергии. И мы решили: почему бы самим не открыть такое место? Мы долго думали над названием. Вообще, «третье место» — это формат заведений, в которых оплата почасовая, а не за что-либо, и в эту часовую оплату уже включены чай, печенье, домашняя выпечка. И мы очень долго думали, как назвать «третье место», и решили: «Давайте назовем его “Третье место”, зачем далеко ходить?» Сами того не ожидая, мы нашли такое помещение, где нам удалось саккумулировать зал-кафе, зал коворкинга и мини-отель.
Если в Петербурге первооткрыватель в системе оплаты за время — это Юрий Лифщиц, то в Москве отцом коворкингов считается Иван Митин. Именно он основал знаменитый «Циферблат», тем самым сказав новое слово в удаленной работе. Питерский «Циферблат» — младший брат легендарной площадки. Его постоянные посетители считают, что посещать другие места ― это то же самое, что пить растворимый кофе вместо заварного. Однако «Циферблат» — это не коворкинг и ни в коем случае не антикафе. Организаторы предпочитают, чтобы место называли свободным пространством. Свобода здесь во всем… Можно поиграть на пианино, провести игры и даже поспать ― для желающих есть кровать. А любителям тишины отведены специальные спокойные зоны и одна закрытая комната. По выходным проводятся кинопоказы и музыкальные джемы. Усилиями небольшой команды, члены которой считают друг друга семьей, создана домашняя атмосфера и уют.
Мы не любим, когда нас называют антикафе, потому что приставка «анти-» несет отрицательную энергетику. Люди о нас узнают по сарафанному радио. Когда у нас пишут большие журналы, это часто имеет отрицательный эффект, потому что сразу начинает приходить большое количество людей, и многие из них неприветливые, высокомерные, они приходят сюда как в кафе. А нам очень важна атмосфера, мы со всеми хотим дружить, хотим, чтобы человек чувствовал себя как дома, ― это главная идея.
В отличие от «Циферблата», игровой клуб «Чайпей» приставки «анти-» не боится и смело позиционирует себя как антикафе, потому что в кафе приходят есть, а в антикафе ― общаться. Хотя и здесь посетители не голодают. В «Чайпее» можно не только заказать фирменный чай с печеньем, но и принести свою еду. В пространстве есть большой зал, который можно арендовать для проведения дней рождения и корпоративов. В «Чайпее» проходят мастер-классы по ирландским танцам, вечеринки быстрых свиданий и даже гадания при свечах.
Я фрилансер. По специализации – маркетолог. Работаю дома. ПОЛНОСТЬЮ удовлетворена. Не возникает даже мысли взять и поехать в торговый центр с буком, где халявный вайфай. Дома достигаю максимального уровня самоорганизации, детей маленьких нет. Даже телевизор фоном не отвлекает. Зарабатываю, конечно, не 100 тыщ, но около того. Но это я. А многие!!! фрилансеры. Очень многие — наоборот, бегут из дома, да хоть на лавочку во дворе с буком — лишь бы не дома, где отвлекает всё!!! Особенно, если дома ты не один. Поэтому, я считаю, что это хорошая идея. Хоть и не для всех
В коворкинг-офисах есть мебель, компьютеры, высокоскоростной интернет, телефон, оргтехника, кулеры с водой и кофейные автоматы. Некоторые арендодатели предлагают также услуги IT-поддержки, бухгалтера, юриста и других специалистов. У нас такого днем с огнем не сыщешь! А было бы неплохо) Так и вижу новую бизнес-идею — основать такой коворкинг-офис и сдавать его в аренду — и потекут денюжки))))
Когда тебе надо {создавать креативную видимость} (слова в фигурных скобках меняются местами, не теряя общего смысла) работы. Эдакую «движуху» — да, неплохое местечко. Очень «в тренде». Но когда тебе нужно работать, и работа хоть немного связана с концентрацией — такие места ещё хуже чем опенспейсы. Эдакие места, где всегда происходит что-то «интересненькое» и бесконечные ряды «павлинов» по очереди взгромождаются на жердочку и демонстрируют собравшимся свой красивый хвост.