Томские трассы больше не будут ремонтировать по дешевой технологии. Общественное движение «Дороги Томска» добилось запрета на использование так называемого чипсила. Для этого активистам пришлось пройти путь от губернатора Томской области до президента РФ.
Началась история в августе прошлого года, когда фактически сразу после ремонта покрытия на Комсомольском проспекте, улице с солидным автомобильным потоком, верхний слой асфальта «пополз» и дорожное полотно превратилось в куски щебня. В результате резко возросло число ДТП, а автолюбители стали жаловаться на царапины и сколы, которые обнаружились на машинах после проезда по разрушенной дороге.
Вот как вспоминают события прошедшего лета автомобилисты Томска.
Насыпали этот чудо-материал по Комсомольскому. Примерно через 1–2 часа первое ДТП, авто занесло и влетело правым передним краем в отбойник. На следующий день еду, смотрю — по Комсомольскому раскидано уже несколько машин, причем как минимум одна-две уже точно восстановлению не подлежат, одна лежала вверх «ногами» и без стекол, вся помятая, и рядом еще машины.
Ощущение, что те, кто принимает решение о ремонте в городе дорог именно таким диким способом, сами передвигаются только воздушным транспортом. Ехать невозможно — камни летят в стёкла, идти мимо или переходить дорогу — опасно для здоровья и жизни пешехода!
Городские власти не скрывали: выбрали данную технологию ввиду ее сравнительно приемлемой стоимости. Денег в бюджете не хватает, а по соотношению «цена — качество» чипсил, по мнению томской администрации, оптимален. В итоге в бюджете нашли 15 млн рублей и начали ремонтировать дороги.
Однако, по словам общественников, по сути это был сизифов труд.
В западных странах эта технология применяется на сельских дорогах с небольшой интенсивностью движения.
Справка SmartNews
Согласно технологии «чипсил» сначала на дорожное покрытие наносят битум и щебень. Затем на дорогу нанесут сларри-сил: смесь битума, наполнителя, песка и воды. Суть технологии заключается в закреплении частиц щебня на верхнем слое покрытия. При таком ремонте дорожного полотна движение должно быть полностью перекрыто, чтобы «устоялся» верхний слой. Также необходимо выдерживать температурный режим, работы не должны производиться при высоких температурах.
Вот только в Томске про эти правила забыли. Ремонт делали днем при знойной погоде. Лето 2012-го выдалось в Сибири на редкость жарким. Движение на проспекте не перекрывали, лишь установили знаки с ограничениями скорости. В результате одна из лучших томских улиц по качеству полотна стала похожа на проселочную дорогу.
Помимо аварий, после такого ремонта появилась еще одна проблема: щебень забил ливневые канализации, из-за чего во время дождей дорога превращается в озеро. «Кузбассдорстрой», которому администрация Томска отдала ремонт Комсомольского проспекта, списал всё на брак материала. Исправлять недостатки работы ни администрация, ни подрядчик не спешили.
Тогда томичи решили действовать самостоятельно: объединение томских автомобилистов «Дороги Томска» организовало сбор подписей против использования технологии «чипсил». В обращении активисты попросили власти не «убивать» дороги родного города.
После начала ремонта Комсомольского проспекта к нам стали поступать жалобы от томичей, в том числе от участников нашего движения. Люди жаловались на то, что щебень вылетает из-под колес едущих рядом машин и портит их автомобили. Тогда обеспокоило нас также то, что чипсил полностью с дороги не убрали, она стала местами шершавой, а зимой это дополнительная опасность: всё превратится в каток. Поэтому было принято решение обратиться к губернатору с просьбой о запрете использования данной технологии, собрали 700 подписей. Но в итоге мы получили отписку, в которой по существу проблемы ничего не говорилось. Обращение пришлось перенаправить президенту России. И вот на днях мы получили ответ, в котором говорится, что в проектных решениях на 2013 год использования технологии «чипсил» нет.
Видео
Справка SmartNews
Общественное движение «Дороги Томска» образовалось в мае 2012 года. Цели объединения: общественный контроль за решением вопросов, связанных с томскими дорогами, и оптимизация дорожного движения. Среди достижений движения числятся: ремонт ям более чем на 50 участках дорог, изменение схем дорожного движения на нескольких томских улицах, подготовка Программы развития дорожного движения в Томске и др.
Томские власти, видимо, забыли народную мудрость «Скупой платит дважды». Грядет лето, а значит, придется опять ремонтировать дороги, тратить бюджетные средства. Но отрадно хотя бы то, что технология «чипсил» уже не пройдет.
Ура! А то сколько же аварий было, людей пострадало…
А по-моему, там технология «распил».
4 комментария к материалу.