Стремительное увеличение популяции бобров может доставить жителям Томской области проблемы: бобровые плотины приводят к поднятию уровня воды в реках и ручьях, что может вызвать подтопление лесных участков и дорог, также это мешает передвижению косяков рыб. Губернатор и чиновники обеспокоены не на шутку и намереваются создать программу по борьбе с бобрами.
Несколько лет тому назад проблема бобров обозначалась в Томской области совсем иначе: из-за отстрела их осталось так мало, что было принято решение о принятии мер по увеличению популяции. Бобров завозили из других регионов и союзной Белоруссии.
Однако через несколько лет ситуация, по оценке чиновников, изменилась кардинально: интерес к охоте на бобров упал, а сибирские леса оказались вполне благоприятной средой для жизни этих животных, что повлекло размножение популяции.
Глобальной проблемы пока нет, но она назревает. В начале 90-х годов популяция очень сократилась из-за браконьерского отстрела. Оставалось около 300 особей. Было принято решение о восстановлении популяции бобров, создавались специальные заказники. На данный момент ввиду благоприятных условий количество особей увеличилось в десятки раз и достигает около 10 тысяч. Из-за плотин подтапливаются лесные участки, а затем они заболачиваются и восстановлению уже не подлежат.
Как поясняют специалисты, пропал интерес к охоте на бобра. За лицензию нужно платить, а цехов по переработке шкурок — чтобы продать их — в Томске нет. Охотоведы отмечают, что для такого количества особей уже необходим организованный промысел.
10 тыс. особей — это еще не критическое количество, но для него уже необходим организованный промысел. В соответствии с федеральным законодательством ставка сбора за одну особь бобра составляет 60 рублей. А цехов по обработке шкурок у нас нет, они есть в Красноярском крае, Иркутской области, но там недостатка в этих животных нет. Мирным способом эту проблему подтопления решить можно: нужно вести работы по разбору плотин, но пока для этого нет человеческих ресурсов.
Власти обеспокоились проблемой, на днях губернатор Томской области Сергей Жвачкин на заседании рыбохозяйственного совета заявил, что бобры мешают еще и передвижению косяков рыб, и предложил создать программу по борьбе с этими грызунами.
Есть районы, где уже ни пройти ни проехать (от плотин), рыба уже пройти не может. Давайте или отлавливать — соседям подсовывать, туда, где нет (бобров), или… давайте, наука, создайте программу, назовите ее «Бобры». Мы профинансируем. Ну что-то делать уже надо.
Видео
В Томской области обнаглевшие бобры заходят даже в супермаркеты.
Ситуация вызвала бурное обсуждение в Cети. Однако многие томичи отнеслись к опасениям властей скептически и посчитали, что эти разговоры лишь попытка отвести внимание от проблемы: в городе грядет серьезный паводок, но бобры здесь явно ни при чем.
Чем, интересно, бобры помешали? Осину жрут? Ну и пусть. Это осины много, а не бобров. Заболачивают угодья? Подумаешь. У нас и так в области одни болота. Болотом больше — болотом меньше ничего страшного. Они даже от глобального потепления помогают, да, да.
Если даже из-за бобров весной подтопит 0,158% территории тайги, то этого никто не заметит, зато деньги на мифическую борьбу со вселенским злом в лице бобров можно списать.
Горожанам, которые не выезжают за пределы Томска, эта проблема, может, действительно нипочем. А вот жители некоторых населенных пунктов области на самом деле уже не очень рады буквальному соседству с этими животными.
Я родом из небольшого городка Колпашево. Сюда приезжаю к родителям и на охоту и рыбалку. Город расположен на берегу Оби и среди тайги. Недавно выезжал в лес, вблизи водоема бобров действительно увидеть можно очень часто. Плотин на реке очень много. Они, конечно, не виновники грядущего половодья, но и из-за плотин некоторые участки затопить вполне может.
У нас в поселке есть вполне реальная проблема. Из-за плотин затопляет поля и дороги. Для маленьких поселков, куда летом добраться можно по реке, это дополнительная трудность — плотина может перегородить речку. Решают не совсем гуманным способом: плотины сносят трактором, но появляются новые.
Томичи предлагают разные пути решения проблемы. Кому-то бобры явно пришлись по вкусу, и в этом они и видят вариант разрешения ситуации.
Бобры не виновники грядущего паводка, но то, что они наносят серьезный вред экосистеме, знает любой студент-эколог. Когда местность уже заболочена, бобры находят другое место и продолжают свою деятельность там. Хотя и польза от этих животных тоже есть. На мой взгляд, на некоторое время можно сделать охоту на бобров безлицензионной. Также должны быть меры по разбору плотин.
М-ммм! Вкусная бобрятинка!.. Можно их в китайские рестораны поставлять, если на шкурки не берут!
Первый раз в жизни буду готовить бобра. Опросила знатоков. В итоге, сварю бобриную голову с луком, морковью и лаврушкой для бульона.
Какими бы пути решения вопроса ни были, главное, чтобы и не затопило, и по возможности бобры целы остались.
Им что, больше делать нечего?
Бобры виноваты в том, что Томск в непролазных лужах?
А в том, что Томь давно обмелела, что вода уходит, тоже бобры виноваты? Бобры виноваты, что многие годы ещё при советской власти вырубали лес на экспорт? В семидесятые несколько лет подряд ездил на сплав леса в Томской области, насмотрелся и наобщался. Кстати, в Колпашевском леспромхозе шабашил.
Про то, что бобры «помешают передвижению косяков рыб», это уже косячок губернатора — фантаст, да и только! Ничего поумнее не придумали?
Не в бобрах проблема, не они нарушили экологическое равновесие. А бесконтрольный отстрел животных приведёт только к усугублению проблем
Ну так а что вы хотели, охотников разогнали, популяция увеличилась, за что боролись, то и получили.
Да просто сделать на один сезон охоту на бобров без лицензии или продавать лицензию по минимальной цене, и проблема исчезнет сама собой.
9 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе