В Ноябрьском аэропорту женщина с ребенком, больным ДЦП, была вынуждена идти по взлетному полю в 20-градусный мороз, потому что ей не нашлось места в автобусе. Никто из пассажиров не уступил ей место, а сотрудники аэропорта ничем не смогли помочь.
Этот вопиющий случай произошел 11 ноября, однако СМИ Оксана Слесарева рассказала только сегодня. Дело в том, что после «прогулки» при температуре минус 20 восьмилетний Витя простыл и заболел, поэтому всю неделю женщине было просто не до этого. В тот день Оксана и ее сын, больной ДЦП, вернулись в Ноябрьск из Москвы, куда ездили на лечение в Академию НИИ педиатрии РАМН.
В салоне самолета я взяла Витю, который спал под воздействием лекарств, на руки. Дождалась, когда выйдут пассажиры бизнес-класса, потом мы пропустили вперед всех, кто летел с нами в «эконом». В итоге по трапу с 30-килограммовым ребенком на руках я спустилась одной из последних. Женщина – сотрудник аэропорта принесла из самолета инвалидную коляску, сложенную тростью, и протянула ее мне. Освободив одну руку, я попыталась разложить коляску, но тут выяснилось, что во время полета ее погнули, выпало несколько болтов. За моими мучениями несколько минут молча наблюдали пассажиры, занявшие места в автобусе и VIP.
Затем, как рассказала Оксана, сотрудница аэропорта все же предложила помощь и взяла на руки ребенка, а из автобуса выбежал молодой человек, который помог с коляской. Однако в автобус мама с ребенком-инвалидом просто не поместились, а место уступать им никто не стал.
Стало ясно, что в автобус мы не вместимся — люди стоят у самых дверей. Никто из них и пассажиров VIP-автобуса не уступил нам место. А сотрудница аэропорта вдруг сказала: «Может, вы пешком пойдете? Тут недалеко». Психанув, я развернула коляску и покатила ее по взлетному полю до багажного отделения. В минус 20, в сильный ветер, который на открытом пространстве сносит с ног, по снегу. Ворота к зданию оказались закрыты. Оглянувшись, я поняла, что никто из службы САП со мной не пошел. К багажному отделению мы поднимались по ступеням. Ни одного пандуса в аэропорту Ноябрьска нет. Как будто в нашем городе нет таких людей — инвалидов.
По словам Оксаны Слесаревой, она часто возит сына на лечение в другие города, однако только в родном Ноябрьске им приходится постоянно сталкиваться с хамством и грубостью.
Мы часто летаем в больницы. Ни в одном городе — Москве, Тюмени, Екатеринбурге — с нами никто не позволял себе подобного поведения. В Москве я чувствую себя чуть ли не матерью маленького президента — нас сопровождают как минимум два человека САП, расчищая нам дорогу от потоков пассажиров, все с вниманием, со словами: «Мама, не волнуйтесь, мы все сделаем для вас сами». Коляску поднимают в салон первой, в обход всех пассажиров по электротрапу. А возвращаясь домой в Ноябрьск, я каждый раз сталкиваюсь с унижением. Я не бомж, я не скандалист, я просто не заслуживаю такого отношения.
Руководство аэропорта говорит, что о скандальном происшествии узнало лишь из СМИ.
Со сменой, которая дежурила в воскресенье 11 ноября, будет проведен разбор этой ситуации. После разговора с сотрудниками мне пояснили, что маме с ребенком предлагали проехать автобусом, но она отказалась. К слову, от самолета до здания вокзала не очень большое расстояние — 5–6 метров. Я понимаю, что это не играет роли в принципиальном вопросе — ей должны были помочь. Почему этого не произошло, будем разбираться и делать выводы. В свою очередь, я хочу извиниться перед Оксаной Владимировной, у меня нет повода не доверять ей, наш пассажир всегда прав.
Между тем власти региона регулярно сообщают, что стремятся сделать жизнь людей с ограниченными возможностями более комфортной. Так, в мае 2012 года было заявлено о планах переоборудовать ямальские аэропорты для удобства инвалидов. Однако аэропорт Ноябрьска, хотя этот город — первый по численности населения в ЯНАО, в этот список не попал. Для инвалидов там собираются оборудовать лишь туалет.
Видео
Далеко не все аэропорты страны обустроены для инвалидов.
Мы все обезображены гламуром. Сначала — советским, победоносным, где были только сильные и смелые комсомольцы, потом — гламуром красивой жизни, где только белозубые-богатые на лыжах, пальмы и пинаколада, здоровые загорелые тела, и нет ни болезни, ни старости, ни смерти. Мы не знаем, как думать об этом, потому проще отгородиться от всех этих стариков-инвалидов, туды их в качель, налогами и благотворительностью, и пусть не смеют показываться на глаза, напоминать нам, красивым и белозубым, что мы тоже — тлен и прах.
Когда-то мой знакомый инвалид-колясочник (голландец) попросил меня узнать, может ли он посетить Каирский музей, если туда поедет. Я перенаправила его вопрос гиду-египтологу, который много раз бывал в Европе. Он засмеялся и сказал,что в лифтах-пандусах в музее нет необходимости, служба безопасности музея, да и просто посетители просто поднимут инвалида вместе с коляской по лестнице. Я тогда сказала, что это все хорошо, но он привык сам добираться, куда ему надо, на что гид мне ответил, что Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и на то и отпуск, чтобы сменить обстановку, новый опыт опять же. Но что инвалида не оставят в беспомощном состоянии, я могу быть уверена. Но у нас — это не Восток и не Запад, это гребаные джунгли.
Я жила в Бергене — население 250 тыс., при этом это второй по величине город в Норвегии после столицы. В Бергене два года назад построили скоростную городскую электричку. Уже при постройке рельсы заложили так, чтобы не вызывать неудобств для людей на колясках, если они будут пересекать пути (т. е. рельсы утоплены в асфальт). Подъезжает трамвай — опускается подножка, человек на коляске заезжает в вагон, коляска становится на специально отведенное место, которое никто из пассажиров не должен занимать своими велосипедами (ну, например), трамвай уезжает. Вся операция занимает лишних 30 сек. плюс к отведенным на остановкам 30 сек. Инвалид едет на работу или на учебу — у нас, например, в университете было много колясочников. А ведь да, можно было бы отправлять им преподавателей на дом. Только зачем?
Увы… Увы… Увы…
Случай это и не единичен, и не случаен.
Подобное стало происходить с пугающей частотой. Чаще всего с авиаперевозчиками. Может, просто потому, что это более наглядно и заметно.
Кстати, совсем недавно, 8 октября в самолёт не пустили делегацию российских инвалидов, которые должны были лететь на форум в Германию. Причём подниматься на борт колясочникам запретили представители немецкого перевозчика Air Berlin: «Пригласили на посадку. Половина делегации зашла в самолет, в том числе часть сопровождающих инвалидов на колясках. И вдруг нам заявляют, что нас не пускают. Командир корабля принял решение по соображениям безопасности посадить на борт только двух инвалидов на коляске. Почему двух, не понятно, вроде какая-то внутренняя инструкция».
Почему не никто не помог Оксане Слесаревой?
У нас только в десанте принцип — «Никто кроме нас!» и «Кто, если не мы!» А в быту чаще — «Почему именно я? Что я, крайний, что ли?»
10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе