Слесарь из Уфы Аркадий Шестаев решил привлечь внимание соседей по дому к общим площадям. Для этого он устроил в подъезде художественный вернисаж — выставку найденных в хламе и отреставрированных им картин.
Уфимский слесарь Аркадий Шестаев, биолог по образованию и философ по образу мыслей, не может пройти мимо картин, выброшенных в помойные контейнеры и валяющихся в полуразрушенных домах. Он их подбирает, чистит, реставрирует, помещает в рамки.
Сейчас увлечение обрело логичное продолжение — Аркадий решил устроить в подъезде дома на проспекте Октября, где он живет, небольшой вернисаж из спасенных картин и вещей. Но до этого он вел долгую борьбу за чистоту и хотя бы минимальный уют и комфорт в подъезде.
Подъезд — это общее, а не личное. Следовательно, это ничейное. Это в лучшем случае ничье, а чаще всего — чужое, враждебное, ненавистное. В квартире всё потрясающе душевно, всё сделано, всё для себя. Сразу за порогом начинается «не мое». Там — общее. Там можно и нужно курить, сорить, там «меня не касается».
Выставку картин Аркадий устроил вовсе не из желания блеснуть своими познаниями в области искусств: здесь нет шедевров живописи, наоборот, встречаются даже образцы советского китча.
Вернисаж в подъезде слесарь-философ решил устроить из чувства протеста к тому, как в наше время сограждане относятся к общественным местам.
Всегда говорилось о некоей «русской соборности», коллективности сознания россиян. Я же, напротив, считаю, что из-за запредельного русского индивидуализма никогда не доходят руки у коммунальщиков до современного благоустройства подъездов (зачем?), не клеится у соседей никакое общественно полезное начинание. Тот, кто проявляет инициативу по облагораживанию общественной территории, вызывает удивление, а украшательство подъезда живописью становится маленькой сенсацией. Поэтому наша телега во всех общероссийских начинаниях неизменно буксует и вязнет по ступицу.
О том, что одна из подобранных на свалке и спасенных картин оказалась копией Левитана, Аркадий узнал совсем недавно. Устроитель вернисажа не разбирается в живописи. Но он уверен: всё вокруг изменится, если люди начнут относиться к своему подъезду, к своей улице, к своему городу, к своей стране, наконец, так, как относятся к своей собственной квартире, дому.
— Идея дома во все времена была основным чувством человека, проходящим через его сердце. Чувство дома — это чувство защищенности, нужности, чувство места, где тебя ждут. Чувство дома — это основное «место сборки» человеческой души. Если человек не обрел истинный дом на земле, то он начинает мечтать о рае — своем небесном доме. Мечты о небесном рае мешают человеку понять, что его дом, его рай именно на планете Земля, а не в небесах. Аркадий начал с малого — со своего подъезда. Но ведь и все реки на земле начинаются с маленького родничка. Сначала мы обустраиваем свой подъезд, потом свою улицу, потом свой город, потом свою страну, а затем и всю планету как свой собственный дом. И тогда мы находим рай не в небесах, а на земле… В этом принцип моей концепции «Земля — наш общий дом».
Обследованием старинных уфимских домов, предназначенных под снос, Аркадий Шестаев увлекся еще в начале 90-х годов прошлого столетия. И это увлечение открыло ему новый взгляд на историю России. Внимательному человеку вещи рассказывают многое. По признанию Аркадия, он словно бы «беседовал с профессором Преображенским в отсутствие Шарикова» (герои повести Михаила Булгакова «Собачье сердце»).
Аркадий считает, что Уфе нужен свой блошиный рынок. Он помог бы сохранить многие предметы быта, культуры прошлого от исчезновения. А такие вещи порой рассказывают об эпохе гораздо красноречивее официальных книг. Возможно, такой рынок помог бы людям бережнее относиться к своему прошлому, к истории своей страны и изменить менталитет по отношению к «своему» и «чужому», индивидуальному и общественному.
Уфа — не первый город России, где открывают некое подобие музея или картинной галереи (как на видео из Екатеринбурга) в подъезде. И цели преследуют схожие: заставить соседей беречь свой подъезд.
Видео
Видео: Екб-ТВ/youtube.com
1 комментарий к материалу.