Хозяйка магазина в башкирском городе Кумертау задолжала сельским жителям более 300 тыс. рублей за купленное у них мясо. Уже более года она кормит своих поставщиков обещаниями. Обманутые фермеры утверждают, что их случай — далеко не единственный, и в регионе действует настоящая «мясная мафия».
Жители одного из башкирских сел не могут найти управу на перекупщицу мяса из Кумертау. Женщина забирала у них забитый скот, но говорила, что «в данный момент наличных нет». Перекупщица раздавала сельчанам накладные с печатью и подписью, обещала рассчитаться в течение месяца, а потом просто не брала трубку телефона. После неоднократных настойчивых напоминаний селяне получали по 2-3 тыс. рублей и очередную расписку, а затем связь снова прекращалась на долгое время.
Я прочитал в местной газете в 2013 году объявление о закупе мяса. Предлагали хорошую цену 180 рублей за килограмм, да и сам магазин в центре Кумертау внушал доверие. Из 45 тыс. рублей за год я получил меньше половины. Позже с бесконечными визитами в мясной магазин я узнал, что нас, обманутых, набралось несколько человек. Жителю деревни Михайловка не отдали 100 тыс. рублей, житель Маячного безуспешно ждет 37 тыс. рублей. Первую расписку от нее я получил в феврале 2013 года, и в июне попытался добиться справедливости через местное отделение полиции. Спустя месяц мне пришло уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела, за неимением состава преступления. Теперь хожу по юридическим консультациям, и недоумеваю, что делать дальше.
В ходе опроса гражданка К. пояснила, что действительно получала мясо от Азнабаева Г. Г. в массе 246 кг на сумму в 45 500 рублей, но в настоящее время не в силах рассчитаться, так как испытывает финансовые трудности. От долга не отказывается. Учитывая вышеизложенное, в деянии гражданки К. отсутствуют признаки преступления, предусмотренного ст. 59 УК РФ, умысел на хищение имущества путем злоупотребления доверием в деянии не имеется. В возбуждении уголовного дела отказано.
Многие владельцы личных подсобных хозяйств Башкортостана сталкиваются с самой настоящей «мясной мафией». Места на центральном городском рынке заняты, и самостоятельно реализовывать мясо там невозможно. Перекупщики обещают забрать скот живым весом или тушей после забоя прямо из дома. Договорившись о сделке, владелец забивает бычка или корову и ждет приезда скупщика. Тот является с большим опозданием, и говорит что в данный момент наличности нет, но после реализации расчет будет. Владельцу ЛПХ деваться некуда: хранить одновременно целую тушу негде, а покупателя на такой вес сразу не найдешь.
В итоге через некоторое время сельчане оказываются в дежурной части полиции с заявлением. А поскольку сделка добровольная, доказать мошенничество или найти скупщика, зачастую жителя соседнего региона (Оренбургской, Пермской областей или Казахстана), сложно. Те, кто уже пострадал от действий «мясной королевы» из Кумертау, сейчас ищут остальных ее жертв, чтобы коллективно добиться возврата средств.
Я зарезал последнюю корову, чтобы оплатить учебу дочери в феврале 2013 года. А денег не отдают. Даже когда ее [скупщицу] приглашали в полицию, она жаловалась, что дела не идут, рассчитаться не может. Эти суммы в тысячу-три рублей унизительны, пельменями предлагает рассчитаться, но на что они мне? На самом деле живет она неплохо: открыла новый пельменный цех, ездит на «Тойота ланд крузер», хотя даже работники ее магазина с декабря сидят без зарплаты. А она продолжает давать объявления в газету о закупе мяса.
Ее фамилию узнал из разговоров односельчан. Привез ей целую тушу, весной 2013 года на 47 тыс. рублей. И лишь позже, когда она исчезла из поля зрения, узнал, что о ней в селе рассказывали как о злостной неплательщице. Наш односельчанин добился выплаты лишь после соответствующего звонка из администрации города Кумертау, но у меня таких влиятельных родственников нет. Я написал заявление в полицию, и мне прислали какую-то отписку. Потратил 7 тыс. рублей на услуги адвоката и обратился в городской суд. В июне 2013 года суд вынес решение в мою пользу, исполнительный лист на 53 тыс. рублей лежит в службе судебных приставов, но взыскания до сих пор нет. Такое ощущение, что она со всеми в сговоре, и правды мы не добьемся.
— Люди, строящие свой бизнес в деревне должны понимать, что, подорвав доверие местных жителей, они загубят и свой бизнес. В 1996 году один такой гастролер задолжал многим. Я лично выехал к его бизнес-партнерам, привез необходимую сумму, раздавал потом под роспись. А в этом вот случае сельчанам следует обращаться с гражданско-правовым иском в суд и добиваться взыскания.
— Часто сельские жители, сдавая мясо перекупщикам, не заключают договора либо подписывают их не глядя. Мой совет: собрать максимальное количество документов, свидетелей привлечь, номера машины запомнить. Другой вопрос, если эта дама так хорошо уговаривает полицейских, наверняка у нее все схвачено: имущество и бизнес на посторонних записаны и т. д.
Чиновники считают, что единственный способ бороться с недобросовестными перекупщиками мяса — максимально широко освещать подобные случаи. А сельчанам советуют знать свои права и изучить ряд законов, касающихся их деятельности.
Безусловно, описанная ситуация должна решаться только с помощью правоохранительных органов, сейчас же не 90-е, чтобы деньги выколачивать. Но то, что сельчанам сложно попасть на городской рынок со своей продукцией, это правда. В связи с этим в течение нескольких последних лет в районе мы организовываем субботние ярмарки в Ермолаево. На открытом воздухе, безо всякой платы за место и регистрации продать выращенное может любой. Ранее мы приурочивали их к праздникам, датам, просили местную власть организовывать своих фермеров, а сейчас уже люди привыкли к такой торговле и без наших напоминалок. Я надеюсь, что эта история получит максимальную огласку, и другие не попадут в такую неприятную ситуацию. Сельчанам сегодня недостаточно владеть хозяйством. Чтобы получать доход, нужно знать некоторые законы и свои права, мы оказываем консультирование по налогам, отчетности, возможности получить субсидию или кредит. Но приходят, в основном, фермеры, предприниматели, а не владельцы ЛПХ.
Сельхозпроизводители, живущие за счет продажи мяса и молока, часто становятся заложниками перекупщиков.
Видео
Видео: телеканал «АТВ»
2 комментария к материалу.