Мэр Улан-Удэ намерен снести все деревянные дома в центре и провести полную реконструкцию исторических районов. Инвесторов, за чей счет будут проведены масштабные работы, пока ищут. По предварительным оценкам, чтобы в современном Улан-Удэ не осталось ничего от ветхого Верхнеудинска, понадобится не менее нескольких миллиардов рублей. Жители не верят, что реконструкцию проведут в полной мере.
Мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев принял решение снести в центре деревянные дома, которые, по его мнению, портят облик города. В планах политика провести полную реконструкцию исторических районов. Инвестора, за чей счет будут проведены масштабные работы, пока ищут. По предварительным оценкам, на реализацию идеи мэра понадобится не менее нескольких миллиардов рублей. Жители не верят, что реконструкцию проведут в полной мере.
Бурятия совсем недавно была депрессивным убыточным регионом, и только сейчас шаг за шагом республика выбирается из экономической ямы. Миллиард рублей — астрономическая для региона сумма. А это лишь часть затрат. Где найти деньги на снос ветхих зданий и строительство новых — вопрос. В этой связи обновление облика центра столицы Бурятии произойдет не скоро. Пока городские власти ищут инвесторов.
не только деревня, сверните с арбата,и сразу попадете в помойки смотришь и думаешь вот это центр города, какие-то даже не дома а скворечники, нагорожено, наколочено неизвестно что какие-то некрасивые исторические ценности у нас.
В октябре Геннадий Айдаев категорично заявил, что «ни одного деревянного здания в Советском районе быть не должно, начиная с сапоговаляльной фабрики». Ранее свое недовольство деревянными домами выразил министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков, мол, буузные (импровизированные кафе, где подают буузы, или позы, — национальное бурятское блюдо, похожее на казахские манты) в старых домах исторического центра портят вид республиканской столицы. Наконец, не так давно на деревянный центр ополчился глава республики.
В городе ничего не строится, весь центр — деревянный… Мы хотим как раз сегодня эти все компактные деревянные застройки рассматривать как инвестиционный проект. Мы хотим вместе с архитектурой города Улан-Удэ определить, для чего может быть использовано то или иное пятно застройки. Может быть, это будет какая-то парковка платная, может быть, это будет офис какой-то, может, магазин, а может быть, многоэтажный многоквартирный дом. По каждому участку мы хотим определить конкретного инвестора, который зайдет туда, и свою долю участия в этом. И таким образом мы сможем столкнуть это с мертвой точки. Я думаю, от этого выиграют все горожане. Безусловно, все, кто живет сегодня в этих деревянных строениях, получат благоустроенное жилье, я думаю, что они не будут в обиде на действия органов власти.
Так власти Бурятии начали ломать сложившиеся стереотипы, что якобы, как и в Иркутске, центр Улан-Удэ сплошь застроен памятниками культурного наследия, эдакими объектами деревянного зодчества, и снести их категорически нельзя. Тем более на это в депрессивной республике, которая только начала выкарабкиваться из экономической постперестроечной ямы, хронически не было средств. По этой же причине нельзя было, видимо, и перенести эти памятники в этнографический музей, который уже существует в загородном районе Верхняя Березовка. Кстати, на территории этого музея расположено несколько перенесенных деревянных зданий. В этой связи горожане спокойно мирились с соседством неблагоустроенных хибар и бараков с правительственными зданиями и деловыми центрами. Это как бы само собой разумелось. Вот современный Улан-Удэ, а вот старинный, дореволюционный Верхнеудинск.
Мэрия находится в поисках инвесторов. Планы масштабные — комплексно планируется застроить довольно внушительную территорию. Уже определены первоочередные площадки во всех районах города. В настоящее время идет ревизия, инвентаризация всех этих памятников, вплоть до того, в каком состоянии памятник, как он используется в сегодняшнее время, кто собственник этого здания в настоящее время. Будет создан общий список, начнем работать конкретно по каждому объекту. Планируется несколько памятников деревянного зодчества перенести на улицу Линховоина — будущий музей под открытым небом. Но вопрос с переносом решится не скоро, документально это сложно сделать.
Тем временем в центре Улан-Удэ действительно существуют исторические памятники, которые государство не в силах содержать. И средств не хватает, и большинство этих домов приватизированы. А нынешние хозяева тоже не спешат реставрировать свое историческое жилье. Как говорит заместитель министра культуры Бурятии Ирина Петрова, дома-памятники содержатся как попало, «идут несанкционированные пристрои, перестройки. Зачастую захватывают и уничтожают наши предметы охраны. Это печальная ситуация. Мы пытаемся что-то каким-то образом делать, но в рамках наших полномочий строго ограниченны». По словам замминистра, исторический центр Улан-Удэ давно нуждается в реконструкции. Вот и в администрации города посчитали, что это очень затратный проект — на реконструкцию 80 деревянных домов нужен 1 млрд рублей, еще 5 млрд — для реконструкции каменных.
Видео
В мэрии города существует проект планировки и застройки центральной части Улан-Удэ с учетом охранных зон. По словам заместителя начальника управления архитектуры администрации города Улан-Удэ Ольги Сухих, территория района, который попал под проектирование центральной части, составляет около 460 га. Из них около 250 га должно пойти на реконструкцию.
Там же много зданий имеющих высокую историческую значимость. Их что тоже под снос? Подобный бездумный и безжалостный снос исторического центра уже произведен в Новосибирске, где от Новониколаевска не осталось почти ничего.
Улан-Удэ предлагает инвесторам проект развития застроенной территории города. В нем значится 16 участков общей площадью 90 га, они расположены как в центре, так и в отдаленных районах города. Инвесторам предлагается снести дома, расселить граждан, обеспечить территорию объектами инженерной инфраструктуры, социальной сферы. Предварительные расчеты для части затрат уже подготовлены. Администрация же, в свою очередь, обязуется создать для инвестора все необходимые условия.
бараки все как один — в чем их ценность? в свалках мусора? или их перекошенные стены? Давно пора расселить людей в нормальное жилье.
Весь старый центр Улан-Удэ был застроен ещё в начале прошлого века, в основном одно-двух этажными неблагоустроенными домами, многие из которых к настоящему времени уже обветшали и покосились. Неприглядная картина предстанет перед гостями предстоящего юбилея 350-летия вхождения Бурятии в состав России. Серые дома с просевшими крышами и старыми печными трубами, завалившиеся заборы. Во дворах неубранные помойки, грязные, покосившиеся, деревянные туалеты «М/Ж», дровяные поленницы, водоколонки из прошлого века. Вода из этих колонок, растекающаяся куда попало. Мухи. Антисанитария. И это почти в центре города. Облагородить эти древние постройки не имеет смысла – пустая трата средств. А на снос этих домов и переселение жителей у Республики сейчас нет денег. А мы говорим ещё о формировании положительного имиджа нашего города, республики. Хотим создать туристическую зону, Ждем, что к нам будут приезжать иностранцы, гости из других городов. На что же они будут смотреть-то? На наши трущобы. Захотят ли они снова приехать в наш город?