Хоть святых выноси. «Суздальские раскольники» не отдают государству мощи

1
голос

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Российская православная автономная церковь (РПАЦ) отказывается исполнять решение Арбитражного суда Владимирской области о выдаче представителям Росимущества мощей преподобных Евфросинии и Евфимия Суздальских. Представитель РПАЦ подписал акт об отказе от добровольного исполнения решения суда. Судебному приставу, представителям территориального управления Росимущества и экспертам пока пришлось уйти ни с чем.

Процедура изъятия мощей православных святых по суду уникальна и вызывает многочисленные вопросы, главный из которых — как, собственно, удостовериться, что изъятые останки и являются истребуемыми Росимуществом мощами. Ответчики, в частности, и мотивируют свой отказ отсутствием «идентифицирующих признаков спорного имущества».

Российская православная автономная церковь отделилась от Московского патриархата в начале 90-х годов прошлого века. Впоследствии часть храмов РПАЦ после череды судебных процессов была у нее изъята и передана Русской православной церкви. В том числе РПАЦ лишилась и Цареконстантиновской церкви в Суздале, где хранились мощи. Служители РПАЦ перенесли мощи в свой Иверский Синодальный храм. В этом году арбитражный суд удовлетворил иск Росимущества об изъятии у РПАЦ и самих мощей преподобных Евфросинии и Евфимия. Предполагалось, что они будут переданы Росимуществу еще до 1 октября, в день 800-летия Евфросинии Суздальской. Однако этого не произошло, и, похоже, передача мощей затягивается.

Мощи Евфросинии и Евфимия были переданы общине Цареконстантиновской церкви государством из Владимиро-Суздальского музея-заповедника еще в 1988 году (до образования РПАЦ). Это и является аргументом Росимущества в споре о законности владения мощами автономной церковью. В свою очередь первоиерарх РПАЦ митрополит Феодор заявляет: «Если кости всех почивших — это имущество государства, значит, если я через 30 лет умру, то мои останки тоже станут имуществом государства? Я этого не понимаю». 

Справка SmartNews

Российская православная автономная церковь (РПАЦ) была образована в 1990 году под юрисдикцией РПЦЗ (Русской православной церкви заграницей). Известна также как «суздальский раскол», так как центр РПАЦ находится в Суздале. Незадолго до образования РПАЦ архимандрит Суздальской епархии РПЦ Валентин (Русанцов) перешел со своим приходом в РПЦЗ. Синод РПЦ запретил его в священнослужении. В РПЦЗ был рукоположен во епископа, стал главой РПАЦ. В 1994 году РПАЦ отделилась и от РПЦЗ. Синод РПЦЗ также запретил отца Валентина в священнослужении. РПАЦ не признана ни одной из поместных православных церквей и не имеет с ними евхаристического общения. Нынешний первоиерарх РПАЦ — Феодор (Гинеевский), митрополит Суздальский и Владимирский. На начало 2009 года РПАЦ насчитывала около 90 приходов и около 60 священников.

По мнению юристов РПАЦ, решение Арбитражного суда Владимирской области неправомерно, поскольку к юрисдикции арбитражных судов относятся экономические споры, связанные с имущественными правами на объекты, имеющие стоимость и участвующие в экономическом обороте, чего сказать о мощах невозможно. Представители Росимущества, в свою очередь, заявляют, что готовы принять от РПАЦ любые костные останки, которые назовут мощами. По сути дела, речь идет всего лишь о том, чтобы РПАЦ признала, что передала святые мощи Росимуществу, — это лишь вопрос веры.

Однако отказываться от мощей РПАЦ пока не собирается. Безвыходность ситуации заключается в том, что даже если судебные приставы возьмут Иверский храм РПАЦ штурмом и овладеют некими костными останками, то все равно без подтверждения РПАЦ доказать, что это те самые истребуемые мощи, практически невозможно. Специалисты обращают внимание и на то обстоятельство, что в первые послереволюционные годы большевиками-атеистами была разработана специальная программа по полной ликвидации мощей православных святых. Хотя, разумеется, не исключено, что спорные мощи чудесным образом уцелели для потомков.

Пребывание мощей в частном владении РПАЦ неприемлемо и противозаконно. Мощи преподобных Евфимия и Евфросинии должны быть возвращены к местам молитвенного поклонения в Спасо-Евфимиевский и Ризоположенский монастыри Суздаля, где для святынь приготовлены раки.

Видео

Справка SmartNews

Житие Евфросинии Суздальской (в миру — княжна Феодулия Черниговская) составлено во второй четверти XVI века. Канонизация Евфросинии произошла в 1576 году. Ее почитают во всех православных церквях, в самом Суздале ей поклоняются с XVI века, поскольку считается, что мощи святой исцеляют болящих. Именно Евфросинии принадлежит пророчество о нашествии татаро-монгол. Когда она в уединении размышляла в своей келье, то увидела жуткую картину: полчища кочевников врываются в русские города, жгут дома, убивают и угоняют в полон жителей. Монахиня обратилась к Богу с горячей молитвой не допустить погибели Русской земли. Но услышала в ответ, что за беззаконное житие и грехи наказание неминуемо.

Евфимий Суздальский — основатель и архимандрит суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Канонизирован на втором Макарьевском соборе 1549 года в лике преподобных. Скончался 1 апреля 1404 года. 4 июля 1507 года при строительстве нового монастырского собора были обретены мощи Евфимия, объявленные нетленными.

Мне одно непонятно, как они будут проверять эти мощи, ведь настоящие им никто никогда не отдаст, особенно РПАЦ.

Автор

Леонид Новиков

Над статьей работал

Александр Зайцев

3 комментария к материалу.

Алексей Лебедев 23 октября 2012, 13:58

Светское издание не имеет никакого права именовать РПАЦ - "раскольниками". Это внутрицерковный термин. С точки зрения права, РПАЦ такая же ЦРО, зарегистрированная гос. органами, как и РПЦ МП.

Алексей Лебедев 23 октября 2012, 14:06

И еще. У вас в тексте фактические ошибки: Российская православная автономная церковь отделилась от Московского патриархата в начале 90-х годов прошлого века.
РПАЦ никогда !!!! не отделялась от Московского Патриархата. Это сегодняшняя РПЦ МП отделилась от Российской Церкви в 1943 году. Буква "А" - автономная, добавлена Минюстом, при перерегистрации в 1998 году, потому что абрревиатура РПЦ (РосПЦ) их не устравивала. Суздальская епархия РосПЦ была образована внутри РПЦЗ на месте старинной, с 11 века существующей епархии РосПЦ. Современная ЦРО РПЦ МП не имеет к этому отношения.

Диман Корженевский 1 ноября 2012, 03:50

Вы передергиваете. Межклерикальные дрязги, в плане , кто от кого отделился, кого как величать и кто есть настоящие, а кто нет, никак не могут влиять на наличие или отсутствие ошибок в тексте. Это исключительно внутрицерковное дело, причем у каждой церкви, похоже, свое.

Добавить комментарий

Новое на сайте