В самых обычных школах Владимирской и Ивановской областях заработали специальные службы примирения. Учат детей решать конфликты цивилизованно не учителя или школьный психолог, а сами старшеклассники.
Объяснять, как договариваться самостоятельно, без помощи взрослых и кулаков, могут классные руководители, школьные психологи или даже родители. Но практика показывает, что лучшего всего это получается у старшеклассников.
Дети видят, что ты от них ничем не отличаешься — ты старше их всего на несколько лет. И отношение уже другое, более доверительное. Конфликты постоянно возникают у учеников младших классов: толкнет кто-нибудь, обзовет или еще что-нибудь. Но когда в дело вступает взрослый и пытается решить проблему — ничего не выходят. Ребята замыкаются. А вот нам они доверяют и готовы поговорить, обсудить проблему.
Школьный посредник, или медиатор, не оценивает, кто прав, а кто виноват, не советует и не навязывает свое видение конфликта. Он всего лишь должен донести до оппонентов точку зрения противоположной стороны.
Мы не решаем конфликт за них, мы помогаем им услышать друг друга. Сначала высказывается один, потом — другой, а потом мы вместе ищем выход из ситуации. Дети гораздо лучше взрослых понимают друг друга, просто не всегда умеют вести диалог. Процесс примирения становится своеобразной игрой. А какой ребенок откажется поиграть?
Старшеклассники учатся, как приходить к соглашению с учетом всех сторон, на специальных тренингах. Им преподают базовые знания по конфликтологии, психологии и даже юриспруденции. В конце выдается сертификат, и ребята становятся медиаторами в своих школах. Ими довольны не только учителя, но и родители. Старшеклассники работают бесплатно, и школы нанимать отдельно медиатора даже не собираются.
Служба школьной медиации необходима. Я в этом уверена. С начала учебного года в нашу общественную приемную уже поступило более десяти жалоб от школьников и их родителей. Как показывает опыт последних лет, многих конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях могло бы и не быть, если бы родители, педагоги и руководство слышали детей, интересовались их мнением и давали им возможность самим принимать решения, делать выводы, учиться общаться друг с другом.
Справка SmartNews
В Липецкой, Астраханской, Тверской и Белгородской областях службы примирения работают уже несколько лет. Всего месяц такой практики в 12 владимирских школах и в четырех — в Ивановской области. По оценкам экспертов, школ, где будут практиковать медиацию, будет все больше.
Сами медиаторы признаются, что, садясь за стол переговоров, они начинают лучше понимать своих ровесников. Ведь маленькие дети еще только учатся слышать собеседника, а взрослые с годами разучиваются это делать.
— Медиации подвластны не только школьные, но и семейные, коммерческие, политические, экологические, бытовые и даже криминальные конфликты и споры. А популярность ее в мире и на отечественных просторах постоянно нарастает. Так что не удивляйтесь, если и вам вскоре предложат разрешить возникший конфликт с помощью медиации.
Видео
У нас в Беларуси тоже такое в школах начинают создавать! Интересное начинание и полезное, на мой взгляд.
Во-первых, к медиатору не может быть претензий, что стороны договорились «не так». Во-вторых, очень важен статус медиатора. В некоторых случаях удавалось привлечь стать медиатором лидеров класса. Как они сами говорили «раньше я утверждался за счет того, что мог побить других, а теперь за счет того, что их мирю». В третьих, действительно, медиатор — это третий «фокус активности» в классе, помимо учителя и лидера класса.. В конфликте нет ничего плохого, в конце концов, класс решает, чьи ценности он поддерживает и каким путем дальше идти.
Замечательное нововведение!!! Главное, чтобы учителя и родители не оказывали давление на авторитетных старшеклассников, чтобы они разрешили суть конфликта в чью-либо сторону.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе