Бывший директор муромского детского дома Мартин Саргсян стал фигурантом громкого уголовного дела: его обвиняют в насилии над детьми. Однако коллеги полностью уверены в его невиновности. А детское учреждение, которым руководил Саргсян, и вовсе называют одним из лучших во Владимирской области.
Экс-директору детского дома № 1 Мартину Саргсяну предъявлено обвинение по статье «Превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия и угрозой его применения». По версии следствия, он неоднократно занимался рукоприкладством и оскорблял своих воспитанников. По информации Следственного комитета, санкции применялись, если ребята покидали детдом без разрешения воспитателей или не вовремя возвращались, а также в случае конфликтов между подростками. При этом детей он мог побить любым попавшимся под руку предметом: стулом, настольным прибором, книгой.
В конце 2002 года в местную администрацию обратился 15-летний подросток и рассказал о применении физической силы к воспитанникам. Узнав об этом, директор начал угрожать детям расправой. Испугавшись, трое несовершеннолетних детдомовцев предпочли ночевать в подвалах и на чердаках жилых домов. Когда дети вернулись в детдом, директор ночью вошел к ним в комнату и избил их. Разбив окно в комнате, ребята выпрыгнули во двор, но убежать не успели. Саргсян заставил детей сесть в свой автомобиль и вывез их ночью на территорию городского кладбища.
Преследуя цель запугать подростков и заставить отказаться от жалобы, директор детского дома бросил под ноги мальчиков подкассетник от аудиокассеты с фразой: «Копайте себе могилу». По возвращении в детский дом подростков поместили на несколько дней под замок в неиспользуемые помещения душевой комнаты и подвала.
Расследование уголовного дела в отношении Мартина Саргсяна началось примерно год назад: две воспитанницы детдома пожаловалась в следственные органы на жестокость директора. Муромская городская прокуратура провела проверку, по результатам которой его отстранили от занимаемой должности. Эта новость всколыхнула общественность: заведение, которым руководил подозреваемый, считалось едва ли не лучшим в области.
Всего от действий Саргсяна Следственный комитет признал потерпевшими 21 воспитанника детского дома. Сейчас уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу.
Сам экс-директор обвинения в свой адрес отрицает. По его словам, он никогда не был жесток с детьми. На стороне Саргсяна коллектив детдома и многие его воспитанники.
Я уже неоднократно говорила, что весь коллектив нашего детского дома поддерживает Мартина Паргевовича. Суд назначен на ноябрь, я поеду туда в качестве свидетеля и буду на стороне нашего директора.
Видео
Он в ответе за нас, за нашу жизнь, за то, чтобы мы стали нормальными людьми. И он относился к нам так, как к своим детям. Он мог нас поругать, мог где-то чуть-чуть повысить голос, но никогда он не превышал своих должностных полномочий и никогда не поднимал руку. Не было ни одного матерного слова никогда. Не мужчина, а всем мужчинам пример. Этому человеку нужно ставить памятник, потому что он стольким ребятам помог – из тюрем вытащил, и морально и материально некоторым помог. Замечательный педагог и замечательный человек!
Примечательно, что и владимирский омбудсмен Геннадий Прохорычев считает, что воспитательная работа в детском доме была поставлена на самом высоком уровне. По его мнению, в уголовном деле очень много вопросов.
Это какой-то заказ. Притом, серьёзный заказ. У меня недавно была проверка Астахова. А вы знаете, что моему учреждению поставили очень высокую оценку? И я сегодня с гордостью хочу сказать это в камеру, и пусть все знают: проверяющий прокурор сказал: «Мартин Паргевович, огромное спасибо Вам за Вашу работу! У Вас уникальное учреждение!». И через два дня после вот этой оценки, меня вызывают и заводят уголовное дело. Это нормально?
Видео
У моей матери в этом детдоме работает старая подруга, и она такое рассказывала об этом гражданине, что лучше матом здесь ругаться не буду. И как детей запугивали, чтобы они от показаний отказались, и как педагогов заставляли подписи собирать «в поддержку». Сперва все боялись, но когда прокуратура зарычала громче обычного, даже бывшие детдомовцы дали показания, причём добровольно. Просто так этого типа никто ни в какую бюрократическую машину не затянул бы. С такой логикой можно было бы уничтожить директора любой школы, да и вообще любой организации и предприятия. Но недаром око правосудия пало именно на этого сомнительного директора.
Лично не знаю этого человека, но в году 2002-2003 я искала работу по своей специальности. Мне посоветовали как один из вариантов — детский дом и отдельно указали, что там очень хороший директор. Я тогда услышала о нем очень много хороших слов. Говорили мне это люди очень интеллигентные и порядочные, знакомые с ним. Я лично не верю в то, что Саргсян — какой-то злостный человек.
Уголовный процесс в отношении директора детского дома — второй во Владимирской области за последние пять лет. В начале 2008 года директор Кольчугинского детдома Ольга Белоусова получила четыре года лишения свободы условно за насилие над воспитанниками. После побегов из детского дома детей запирали в комнатах с зарешеченными окнами, что было квалифицировано как насилие. Свою вину она признала, и судебные слушания тогда прошли в особом порядке. К Ольге Белоусовой с сочувствием отнеслись и ее бывшие воспитанники, которые просили «не судить ее слишком строго».