Дальневосточная таможня заявила, что больше не будет пускать на территорию Дальнего Востока автомобили с превышенным радиационным фоном. Такие машины стали поставлять в Россию после аварии на АЭС в Японии. Впрочем, за время после катастрофы в Россию уже успело въехать немало «фонящих» авто.
Принято решение о запрете ввоза автомобилей с радиационным заражением на территорию Дальнего Востока. Такое заявление сделал начальник Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Сергей Пашко. До этого «фонящим» машинам можно было пересекать границу после проведения дезактивации — специальной процедуры удаления радиоактивных веществ.
Раньше мы предлагали владельцу иномарки с выявленным превышением предельно допустимого радиационного фона проводить процедуру дезактивации, после чего такую машину пропускали. Процедура довольно дорогая, но люди ее проводили. Сейчас встал вопрос утилизации материалов, которые остаются после процедуры дезактивации. Их утилизацией никто не занимается, фактически была угроза появления радиационной свалки на Дальнем Востоке. В настоящее время принято решение отправлять выявленные радиационно опасные объекты обратно в Японию.
На территорию нашей страны автомобили с радиационным заражением начали поступать после событий на АЭС «Фукусима» в Японии в 2011 году.
Справка SmartNews
Авария на АЭС «Фукусима-1» произошла в результате землетрясения магнитудой 9,0 и последовавшего 10-метрового цунами, обрушившегося на северо-восток Японии. Удар стихии вывел из строя систему аварийного энергоснабжения АЭС, что привело к прекращению охлаждения ядерного топлива. После множественных утечек радиации превышение норм радиоактивности было обнаружено в воде и продуктах в ряде японских префектур. Правительство ввело ограничения поставки таких товаров и эвакуировало жителей из 20–30-километровой зоны отчуждения. Японское агентство по ядерной и промышленной безопасности (NISA) присвоило аварии максимальный — седьмой — уровень опасности. Такой уровень устанавливался лишь однажды, во время аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Видео
Дальний Восток — традиционный массовый покупатель японских автомобилей. После аварии поток машин их Японии несколько сократился, но остался на прежнем высоком уровне. Среди автомобилей, прибывавших в порты Дальнего Востока, таможенники выявляли «фонящие» машины, радиационный фон которых был заметно выше нормального.
За 2011 год выявлено 332 объекта (это и автомобили и запчасти к ним). В том же году обратно в Японию было отправлено 145 объектов с превышением предельно допустимого радиационного фона. За 9 месяцев 2012 года на таможнях Дальнего Востока было выявлено 319 радиационно-опасных объектов из Японии, из них 284 были оправлены обратно.
В этом году, к примеру, в июле в порту города Корсаков на юге Сахалина таможенники задержали партию товаров из Японии. Некоторые образцы были с превышением допустимого уровня радиации. Так, задержаны автомобили в разобранном состоянии, которые заражены радиацией. Уровень радиации на некоторых экземплярах превышал норму почти в 2,5 раза. Это кузов от микроавтобуса, кабина грузовика, двигатель в сборе с ходовой частью автомобиля и машина «Мазда Демио». На объектах было выявлено наличие загрязнения радиоактивными элементами. По результатам первичной идентификации это цезий-137 — «индустриальный», что запрещено.
2,5 раза от нормы — это не критично. Возможно, что машина по северу страны ездила, грязь налипла в полости. Но ничто не гарантирует того, что ни одна сильно «фонящая» машинка не пролезет. Так что покупать — с дозиметром.
Погрузить радиоктивные «отходы» обратно на судно, а судно вывести подальше в море и затопить. Чтобы неповадно было в следующий раз даже близко подносить к борту всякое г…
Заметка обращает внимание, что радиоактивные автомобили прибыли из Японии, и только намек на то, они могут быть утилизированы на территории РФ, позволяет сориентироваться и предположить, что автомашины эти купили наверняка дешевле, чем стоят такие в норме, жадные русские коробейники, чтобы на родине «нагреть» соотечественников.
Чтобы «фонящие» машины все же остались в России, их владельцам предлагалось провести дезактивацию. Однако этой возможностью пользовались не все, в основном из-за ее стоимости.
Дезактивация, которая проходит в несколько этапов, довольно дорогостоящий процесс. Стоимость очистки одного кубометра может доходить до 200–300 тысяч рублей. Так что цена «помывки», которая может обойтись в несколько раз дороже самого автомобиля, ставит под вопрос целесообразность ее проведения.
Как рассказал SmartNews Иван Скогорев, директор ООО «Примтехнополис», занимающегося утилизацией опасных отходов, с момента аварии на японской АЭС было очищено более 50 автомобилей. При этом, утверждают в компании, дезактивированные автомобили абсолютно безопасны.
— Дезактивация не приводит к полному очищению от радиации, а приводит фон в норму. Ездить на таком автомобиле безопасно.
Впрочем, в некоторых СМИ все же появилась информация о том, что «фонящие» авто преодолели таможенный контроль.
В редакцию нашей газеты позвонил житель города Вилючинска и рассказал о том, как в одном из автосалонов краевого центра он вместе со своим сослуживцем выбирал машину. С собой автолюбители взяли дозиметр, который, по мнению звонившего, показал, что радиационный фон осматриваемых ими машин в салоне превышен.
Однако представители надзорных структур категорически отрицают, что радиоактивные машины «просочились» через таможню.
— Все автомобили, завозимые из Японии, в обязательном порядке проходят процедуру таможенного досмотра и проверку на радиационный фон. При выгрузке машин эта процедура вначале проводится в ручном режиме, то есть дозиметром, а затем стационарной системой обнаружения радиоактивных материалов «Янтарь». Вторичная проверка машин проводится непосредственно при выезде из порта, также системой «Янтарь», на случай, если что-то было упущено.
При этом эксперты, не связанные с госструктурами, не столь категоричны.
— Человеческий фактор еще никто не отменял. Каждый день в каждый порт приходят сотни автомобилей. Все их проверить порой нереально. То, что таможенники полностью запретили ввоз авто с повышенным радиационным фоном, по сути, ничего не значит. Коммерсанты, занимающиеся поставками машин, уже давно с дозиметрами проверяют автомобили прямо в портах Японии. Так что вероятность того, что сегодня «фонящая» машина попадет на рынок, невелика. В Японии работает большое количество АЭС, на которых трудятся люди. Они потом свои машины продают. Просто до аварии на АЭС этому придавали меньше значения.
Видео
Попадают такие машины к нам, потому что дешевые. За 300 тысяч можно купить неплохой минивенчик года 2000-2003, который любой российский новый автомобиль переживет. Да и по технической оснащенности такой «старый» японец даст фору новому нашему авто. Все праворукие машины из Японии — это машины, которые японцы считают «автохламом», вот они по дешевке и продают их на внешний рынок. Для них машина более 2-3 лет — старье.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе