Разошлись пути. «Аэроэкспресс» может уйти из Владивостока из-за убытков

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Дирекция компании «Аэроэкспресс» выступила с заявлением, что может уйти из Владивостока. Не проработав и полугода, перевозчики пожаловались, что несут миллионные убытки, а их услуги не пользуются спросом. Однако, как стало известно SmrtNews, подхватить скоростной поезд может местный перевозчик.

Руководство компании «Аэроэкспресс», занимающейся, в частности, перевозками жителей Приморья из Владивостока до аэропорта и обратно, заявило, что может уйти с приморского рынка из-за многомиллионных убытков. В компании жалуются, что у приморцев такие перевозки не пользуются популярностью. При этом компания работает в крае лишь полгода. Таким образом, с треском может провалиться проект, с шиком анонсированный властями как один из самых социально важных для Приморского края.

Справка SmartNews

Компания «Аэроэкспресс» была создана в 2005 году для перевозки пассажиров между городом и аэропортами. На сегодняшний день интермодальное сообщение налажено в трех городах России: Москве, Сочи и Владивостоке. В скором будущем планируется запуск аэроэкспрессов в Санкт-Петербурге и Казани (эти точки уже отмечены на карте, опубликованной на сайте компании). В 2011 году услугами «Аэроэкспресса» воспользовалось 14 млн человек, из них более 12 млн — на маршрутах в аэропорты Москвы.

Приход «Аэроэкспресса» во Владивосток состоялся благодаря саммиту АТЭС-2012. Проект интермодального сообщения входил в многомиллиардную программу развития приморской столицы в рамках подготовки к международному форуму. Перед тем как запустить движение скоростного поезда, его готовность к запуску проверил лично премьер Дмитрий Медведев. Вместе с ним на аэроэкспрессе в начале июля прокатились первый вице-премьер Игорь Шувалов, глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин и ряд министров.

Видео

Скоростной поезд Дмитрий Медведев назвал «хорошим» и «очень удобным», но все же главу правительства смутили вагоны экономкласса, которые, как выяснилось, от вагонов обычных электричек отличаются только более высокой ценой проезда.

В тестовом режиме движение наладили в конце июля этого года, а с 1 сентября «красные стрелы», как их успели окрестить в народе, стали ходить каждый час. Поезда состоят из шести вагонов, рассчитанных на 475 посадочных мест. Один вагон бизнес-класса, два — стандартного и три — пригородного класса. Во всех вагонах установлены системы климат-контроля, видеонаблюдения и громкой связи. Также пассажиры могут подключиться к бесплатной сети Wi-Fi.

Но за громким запуском скоростных поездов потянулась вереница жалоб со стороны пассажиров. Горожане сообщали, что в разгар лета в вагонах аэроэкспрессов не работал кондиционер и температура воздуха там достигала плюс 30 градусов. Свои замечания в адрес объявлений остановок на английском языке высказали также приморские лингвисты. Эксперты посчитали, что речь диктора может запутать иностранных гостей Владивостока.

Я бы тоже запутался, если бы мне на станции Угольная объявили «станция Артём». Вообще грамотно бы было назвать станцию прибытия и назвать следующую станцию (чтоб готовились) естественно прилагательное «следующая». Видимо в Аэрокспрессе просто заказали перевести и надиктовать название станций, а построение правильной фразы не учли. 

Однако больше всего жалоб вызвало расписание движения. В первый рейс скоростные поезда отправляются в восемь утра, что неудобно как для авиапассажиров, так и для других горожан, которые могли бы добираться на них на работу. Кроме того, в дневном расписании аэроэкспресса красуется четырехчасовая дыра: между 12:00 и 16:00 «красные стрелы» не ходят. Из-за множества недоработок в организации перевозок аэроэкспресс так и не снискал популярности: вагоны ходят полупустые, а большинство авиапассажиров по-прежнему пользуются автобусами и такси.

Конечно, глюк, что сейчас этот аэроэкспресс непонятно когда ходит. Вчера вот самолет прилетел в 10 вечера, а экспрессы уже не ходят. И недавно улетал в 6 утра — тоже пришлось на машине ехать. В общем, задумка богатая, но реализация ниачем. Пусть бы ночью они хотя бы раз в 2 часа ходили бы. Ну, или к каждому рейсу ходили, и люди бы распробовали — а так это профанация какая-то. 

Исполнительный директор «Аэроэкспресса» Алексей Сорокин еще в начале запуска проекта заявил, что срок его окупаемости составит не менее 15 лет. Но, очевидно, к полупустым вагонам руководство компании было просто не готово. И вот гендиректор Алексей Криворучко сообщил, что в следующем году компания может потерять во Владивостоке около 100 млн рублей. В связи с чем закономерно встал вопрос об уходе из региона.

Мы заранее понимали, что будут убытки, но рассчитывали, что найдем форму компенсации выпадающих доходов. Пока мы не планируем уход, но такой вариант возможен. 

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Максим Белоусов/SmartNews

Да что вы! Неожиданно! А как же золотой послесаммитовский дождь, который, по заверениям властей, всех уровней, должен пролиться на Приморье? Аэропорт новый тоже закроют? Дорогу новую перестанут освещать? ЭЙ! ВЛАСТЬ! Отвечай перед народом за народные деньги!

Аэроэкспресс окупается только в Москве и Питере. Были попытки работать в Новосибе и еще в каком-то крупном городе, но они не увенчались успехом. Аэроэкспресс ушел. Его заменили электрички. Владивосток не является крупным городом, и поэтому аэроэкспресс здесь никогда не окупится. Его сделали только на время саммита. Никаких дотаций из краевого бюджета нет, поэтому он скоро «свинтит» отсюда. А тот, кто здесь пафосно пишет, что у аэроэкспресса во Владе большое будущее, скорее всего, является пиарщиком, как-то связанным с РЖД. 

Для того чтобы остаться в Приморье, говорит Алексей Криворучко, компании нужны субсидии от властей. Без них аэроэкспрессам не выжить. Однако администрация Приморского края отказалась помогать перевозчику, переложив ответственность на федеральный центр.

Действительно, компании-перевозчики вправе обратиться за бюджетной субсидией. Для этого им необходимо указать разницу между экономически обоснованным и действующим тарифом и показать размер убытков. Но это касается только компаний, осуществляющих пригородные и внутрикраевые перевозки. Решение о субсидировании маршрута Владивосток — аэропорт Кневичи может быть принято только федеральными органами власти. Это не наши полномочия.

Представитель пресс-службы администрации Приморского края, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Максим Белоусов/SmartNews

А вот мне интересно другое — как при расчете расходов учитывается зарплата всяких там топ-менеджеров, различных директоров и их заместителей? А то если аппетит хороший и есть желание получать миллионов по 100 в месяц, да еще и дотации от региональной власти (т. е. за счет бюджета — нас всех) просить, то это просто издевательство и проявление своей наглой сущности!!!

Впрочем, как удалось выяснить SmartNews, даже если «Аэроэкспресс» покинет приморский рынок, интермодальное сообщение между городом и аэропортом не прекратится. Местный перевозчик компания «Экспресс Приморья» уже согласилась принять эстафету и поддержать убыточную линию.

Мы заинтересованы в осуществлении интермодальных перевозок. И если уйдет «Аэроэкспресс», то возьмем на себя маршрут Владивосток — аэропорт Кневичи. При этом необходимо ввести гибкие тарифы на проезд, сократить время поездки и привязать расписание к прибытию авиарейсов. Ведь сейчас пассажиры ушли на альтернативный вид транспорта, стали пользоваться автобусами.

Сергей Кузнецов, генеральный директор ОАО «Экспресс Приморья», SmartNews

— Мне кажется, «Аэроэкспресс» из Владивостока не уйдет. Дело в том, что одного их желания недостаточно. Ведь скоростные поезда запускали в первую очередь для обслуживания иностранных гостей. Поезд хорошо справился с этой задачей в сентябре во время саммита АТЭС. А впереди у нас еще ряд международных встреч, в том числе Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум в январе и Азиатско-Тихоокеанский энергетический форум в мае 2013 года. Экономика экономикой, но аэроэкспресс — это проект политический, и решение об уходе с рынка тоже должно быть политическим. Думаю, что спасти компанию заставят администрацию Приморья. В любом случае источники финансирования будут найдены.

Примечательно, что аналогичная ситуация сложилась у «Аэроэкспресса» и в Сочи, где скоростные поезда курсируют чуть меньше года. Причем там компания терпит еще большие убытки — порядка 150 млн рублей. Если перевозчику откажут в субсидиях и там, его место займет сочинская «Кубань Экспресс-Пригород».

Видео

Автор

Дмитрий Некрасов

Над статьей работали

Наталья Гребнева, 2 1

Новое на сайте