ОАО «РЖД» грозится ограничить пригородные перевозки на Дальнем Востоке. Железнодорожники пожаловались, что в этом округе компания терпит колоссальные убытки из-за того, что им не возмещают деньги за пригородное сообщение. Однако власти регионов обвиняют в сложившейся ситуации самих железнодорожников.
«Российские железные дороги» сообщили, что их дочерняя компания ОАО «Экспресс Приморья», осуществляющая пригородные перевозки, по итогам 2012 года понесла убыток почти в 700 млн рублей.
Справка SmartNews
ОАО «Экспресс Приморья» осуществляет пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении в пределах Дальневосточного федерального округа. 51% акций принадлежит ОАО «РЖД», остальные 49% — Департаменту имущественных отношений Приморского края. Компания в 2012 году перевезла в ДФО 10,4 млн пассажиров, в Приморье — 7,8 млн.
Большая доля непокрываемых убытков компании по итогам 2012 года приходится на Приморский край (327,7 млн рублей) и Амурскую область (321,2 млн рублей). Еврейская автономная область (ЕАО) компенсировала чуть больше половины необходимой суммы — 50,8%, убытки составили 42,3 млн рублей.
Перевозчики считают, что власти регионов ДФО не закладывают в бюджет деньги на возмещение выпадающих доходов.
Убытки возникли из-за дефицита бюджетных средств регионов, обязанных возмещать пригородной пассажирской компании (ППК) возникающие из-за государственного регулирования тарифов расходы.
В 2013 году, говорят железнодорожники, убытков будет еще больше. Так, согласно прогнозам, в этом году недостаток субсидий «Экспрессу Приморья» составит 731 млн рублей.
В расходной части бюджета ЕАО на компенсацию перевозок предусмотрено возмещение 40% требуемых средств, в Приморском крае — 24%, в Хабаровском крае — 75%, в Амурской области и вовсе заложили в бюджет 1% от рассчитанной на текущий год суммы.
Недостаток финансирования, говорят перевозчики, не позволяет обновлять парк подвижного состава, развивать железнодорожную сеть. Кроме того, копятся долги перед партнерскими организациями. Поэтому РЖД не исключает, что вскоре может ограничить пригородные перевозки в ДФО.
Недостаток средств в региональных бюджетах может привести к сокращению объема пригородных пассажирских перевозок, а значит, к снижению транспортной мобильности населения.
Впрочем, в самой компании «Экспресс Приморья» SmartNews заявили, что ситуация не настолько безвыходная, чтобы принимать крайние меры.
Сегодня проводится работа с властями регионов ДФО по вопросу субсидирования перевозок. Также компания разрабатывает план по оптимизации расходов и выхода на безубыточный уровень.
Однако власти регионов не спешат признавать за собой вину. В частности, депутаты Законодательного собрания Приморья, которые, собственно, и утверждают бюджет региона, уверяют, что доплачивать железнодорожникам не за что.
Перевозчики уже несколько лет подряд говорят о том, что регионы им недоплачивают. Но вместе с тем они не могут представить конкретные расчеты, в которых показано, как они получили такие убытки. Поэтому в том, что в регионах не закладываются средства на возмещение выпадающих доходов, виноваты в том числе и сами перевозчики. Законодательной власти несложно скорректировать бюджет, но необходимо, чтобы это было обоснованно.
— Сумма убытков, которую РЖД прогнозирует на 2013 год, может соответствовать действительности. При установленных ценах на ж/д билеты, с учетом инфраструктурных затрат и затрат на электроэнергию выйти в прибыль практически невозможно. Нельзя также забывать, что электроэнергия в ДФО дороже, чем в среднем по стране, на 7–10%, а в Хабаровском крае и ЕАО на 20% выше.
При этом, если перевозчики пойдут на крайние меры, я думаю, частично может быть сокращено количество отправляемых поездов, однако вряд ли дело дойдет до сокращения целых маршрутов. Скорее всего, сторонам удастся договориться и какой либо из сторон придется пойти на уступки. Вероятнее всего, РЖД подготовит обоснование расчетов.
1 комментарий к материалу.