В Великом Новгороде открылась уникальная выставка, специально предназначенная для незрячих и слабовидящих. Все экспонаты выставки — копии новгородских церквей и храмов — посетители могут ощупывать руками, получая таким образом представление об архитектуре своего города.
Организатор выставки «От Рюрика до Петра» и создатель всех ее экспонатов — бывший учитель, архитектор-любитель Борис Борисов. Специально для проведения этого мероприятия он собственноручно изготовил 11 точных копий новгородских церквей и соборов. Причем не только тех, которые находятся в городе или области и доступны для горожан, но и тех, которые уже давно разрушены, и увидеть их можно только на картинах или старых фотографиях.
Как правило, на всех выставках и в музеях посетителям запрещают трогать экспонаты руками. Уникальность экспозиции «От Рюрика до Петра» заключается в том, что она была специально подготовлена для незрячих и слабовидящих новгородцев. Все представленные в экспозиции макеты можно трогать и ощупывать со всех сторон — таким образом у слепых и слабовидящих новгородцев появилась возможность «увидеть» всю красоту городских памятников архитектуры и насладиться их величественностью.
Это очень здорово. Я сама православная и люблю ходить в церковь, но понять всю красоту, торжественность не могу. А здесь у меня появилась возможность понять, что представляет собой тот или иной храм, это непередаваемые ощущения!
Прежде чем приступить к работе над очередным макетом, архитектор-любитель подолгу просиживает в библиотеках и архивах. Для того чтобы максимально точно воссоздать копию каждого из архитектурных памятников, он досконально изучает документы и старые пожелтевшие фотографии, выверяя все детали архитектуры. Ему приходится забираться на колокольни и крыши, чтобы точно измерить длину и ширину объектов, фотографировать их с разных ракурсов.
Однажды, когда работал над макетом церкви Введения Богородицы во храм, расположенной в поселке Бронница, мне пришлось 14 раз с местной детворой забираться на купол, чтобы измерить высоту, ширину. Дело в том, что сегодня эта церковь в полуразрушенном виде, да еще и стоит на 24-метровом холме. Чтобы взять ее полностью в объектив фотоаппарата, нужно стоять на дальнем расстоянии. Вот и пришлось нам туда-сюда прыгать. А вот сколько времени я трачу на создание одной копии, не знаю, всегда по-разному. Быввет, сутками сижу, а иногда устану и бросаю.
Аккуратность и точность работ Бориса Борисова впечатляют. Все копии церквей и соборов Борис Борисов делает в масштабе 1:100. На копиях, точно так же, как и на оригиналах, присутствуют все, даже самые мелкие, элементы декора. Например, даже бронзовые Магдебургские врата, украшающие западный вход в Софийский собор, с их мелким орнаментом и рельефными изображениями, переданы в макете с ювелирной точностью.
Это сделано для того, чтобы посетители могли понять, какая из церквей больше или меньше. Ведь и от этого зависит их величественность. К примеру, церковь Бориса и Глеба в Детинце (Новгородском Кремле) была гораздо больше, чем Софийский собор, и намного величественней, богато оформлена в художественном плане, а главный купол с колокольней был выше другого. Сегодня этой церкви уже нет — она была разрушена. А увидел я ее на картине в нашем Музее изобразительных искусств, потом долго еще ходил и изучал ее — в архиве сохранился только чертеж фундамента.
Пенопласт, картон, бумага, клей — вот строительный набор Бориса Борисова. Все работы покрыты краской, мелкие детали сделаны из плотного картона, поэтому повредить макет практически невозможно.
На выставке «От Рюрика до Петра» можно ощупать Софийский собор, Десятинный монастырь, Георгиевский собор, церковь Рождества Богородицы в Десятинном монастыре, церковь Спаса Преображенского и другие.
В плана архитектора-любителя на ближайшее будущее — создать макеты церквей и храмов, расположенных в Старой Руссе, и подарить их городу в день празднования его 1000-летия.
Видео
Автор видеоролика — Антон Морозов, SmartNews
Наконец-то у нас в стране начали думать об инвалидах и слепых, хоть что-то для них делают.
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе