Губернатор Новгородской области Сергей Митин запретил закрывать в деревнях и селах школы, которые посещает небольшое количество учеников, предварительно не обсудив этот вопрос с местными жителями. Такие школы будут реорганизованы в филиалы более крупных школ, а родителям не придется возить детей за несколько километров и волноваться за их безопасность.
У малокомплектных школ, которые посещают малочисленные ученики областных сел и деревень, появился шанс оказаться не на замке. Глава Новгородской области Сергей Митин, выступая перед депутатами областного парламента с ежегодным отчетом о проделанной в 2012 году работе, заявил, что ни одно подобное учебное заведение не будет закрыто без того, чтобы подробно обсудить этот вопрос с родителями школьников. В большинстве случаев такие школы власти будут реорганизовывать, придавая им статус филиалов средних школ, расположенных в более крупных населенных пунктах и районных центрах.
Несмотря на существующую проблему, мы приняли жесткое решение не закрывать школы без обсуждения с жителями. В прошлом году была закрыта только одна школа в Холмском районе, в ней учились всего трое детей. В дальнейшем мы планируем эти школы сделать филиалами более крупных школ.
Справка SmartNews
Малокомплектная школа — это школа без параллельных классов, с небольшим (как правило, до 100 человек) общим количеством учеников. В начальной малокомплектной школе один учитель может работать одновременно с несколькими классами, которые могут находиться даже в одном учебном помещении. Подобные школы существуют в большинстве стран мира. Самая большая проблема малокомплектных школ, расположенных в небольших населенных пунктах, — их низкая рентабельность.
В 2013 году в Новгородском регионе предполагается провести реорганизацию 50 учебных заведений, в том числе 13 детских садов. Учебные заведения, которые решено не закрывать, станут филиалами более крупных школ и детских садов.
Вопрос рентабельности содержания таких школ как раз и является одним из ключевых.
Педагогу в маленькой школе необходимо владеть одновременно сразу несколькими предметами. Зачастую педагогов не хватает, и в той или иной малокомплектной школе ученикам не преподается какой-либо предмет. Потому чиновники от образования считают, что плюсов от объединения школ гораздо больше, чем минусов.
Могу заверить, что по каждому эпизоду реорганизации учебного заведения будет проводиться экспертный анализ и даваться оценка. Реорганизация проводится не в целях закрытия школы, а в целях сокращения административного персонала. К примеру, в Волотовском районе пять школ, в них обучаются 384 ребенка. После реорганизации было сокращено четыре директора, несколько заместителей. Сами школы стали филиалами одной наиболее крупной. От этого мы получили массу плюсов. К примеру, в маленькой школе не было учителя математики, а теперь, после объединения, педагог будет приезжать из соседней школы. Это положительно отразится на его зарплате — ведь финансирование реорганизованных школ остается на прежнем уровне. Надеюсь, что мы найдем понимание у населения.
С начала текущего года в регионе уже закрылись два детских сада — в Мошенском и Холмском районах, поскольку там нет детей дошкольного возраста.
С 1 июня закроется и школа в деревне Красный Двор Шимского района. В настоящее время все ее ученики переведены в школу поселка Шимск, которая находится на значительном расстоянии от Красного Двора — в 15 км. Родителей и бывших педагогов беспокоит прежде всего безопасность детей, которые будут вынуждены ездить на такие расстояния, особенно в дороге.
Приходиться вставать в 6 утра, в 7.15 утра мы с детьми уже в школе, а до занятий еще час! Обратно возвращаемся только в 16.00 — раньше автобус не идет. Естественно, все это доставляет серьезные неудобства. Родители тоже волнуются — вдруг в дороге что-то случится. Конечно, обидно, что школу закрыли. Но, с другой стороны, содержать ее тоже дорого.
Председатель комитета образования Шимского района Наталья Уральская в телефонном разговоре с корреспондентом SmartNews пообещала, что уже со следующего года расписание движения автобуса, которым пользуются школьники и их родители, будет скорректировано.
Зачастую жителям приходится отстаивать свою школу всей деревней. Возможно, именно активная позиция жителей и заставила власть имущих считаться с их мнением. Так, в начале года жители деревни Вотолино Демянского района, узнав о том, что школу собираются закрыть, буквально ударили в набат. Они обратились с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину и СМИ. Как удалось местным жителям не допустить закрытия школы, SmartNews сообщал в материале «Спасли классы. Жители новгородской глубинки отстояли сельскую школу».
Я работаю в городской школе, с наполняемостью у меня нет проблем, наоборот — приходится набирать работников. Если говорить о сельских школах, то на их содержание необходимо дополнительное финансирование. В результате получается разрыв между содержанием ребенка в городской и сельской школе, и разница порой достигает 50–70%. То же самое и с кадрами. Один учитель должен владеть иностранным языком, уметь играть на музыкальных инструментах, чтобы музыку преподавать, быть в хорошей физической форме. А на деле получается, что нужного уровня для преподавания этих предметов у сельского учителя нет. И вот здесь нужно подходить к вопросу комплексно. Спросить у местных жителей необходимо, но главное — как донести до них эту информацию и как объяснить, чтобы они правильно ее поняли.
Видео
Видео — usolietv
Для небольших сельских школ это, и правда, больной вопрос, их закрывают чуть ли не повсеместно, но при этом ближайшая школа, куда дети могут ходить, где-то за несколько сотен километров.
11 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе