Чтобы не падали. Студент изобрел прибор для предсказания авиакатастроф

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Reuters

Студент новгородского вуза создал лазерно-телевизионный томограф для турбин самолета. Использование томографа поможет уменьшить количество авиакатастроф. Устройством уже заинтересовалась крупная российская авиационная компания НПО «Сатурн».

Егор Хвостиков — магистрант кафедры проектирования радиоэлектронных средств Новгородского госуниверситета им. Ярослава Мудрого. Его проект — лазерно-телевизионный томограф, который в автоматическом режиме следит за работой форсунок в турбинах самолета, — был представлен в этом году на конкурсе «Умник». Эта разработка, по мнению автора, поможет уменьшить число авиакатастроф, так как способно заранее предотвратить поломку распылителей топлива. 

Сам по себе прибор имеет вид прозрачного куба, в который помещено специальное диагностическое оборудование. Внутрь куба помещается распылитель, а результаты диагностики выводятся на монитор компьютера. При желании их можно сохранять и даже отправлять по электронной почте.

Традиционно работа форсунок устроена следующим образом: топливо подается под давлением с помощью распылителя, их работа проверяется вручную. Мы же предлагаем автоматизировать этот процесс.

Действительно, эта автоматизированная система диагностики форсунок авиационных двигателей поможет уменьшить количество авиакатастроф, так как сможет заранее предотвратить поломку распылителей.

Егор Хвостиков, разработчик проекта, SmartNews

Тут стоит добавить, что данная работа принадлежит не только Егору Хвостикову, он лишь продолжил начатое в 2003 году дело своего научного руководителя — профессора кафедры проектирования радиоэлектронных средств НовГУ Владимира Карачинова. 

Работа над проектом началась еще в 2003 году. Нам поступило предложение от НПО «Салют» создать лабораторно-измерительный стенд для диагностики форсунок авиационных двигателей. Мы начали работать над этим проектом и поставили себе цель автоматизировать этот процесс, поскольку за работой форсунок следят вручную до сих пор. Но вскоре специалисты «Салюта» отказались от проекта, фактически работа умерла, но у меня теплилась надежда, что когда-нибудь она будет закончена. 

Владимир Карачинов, профессор кафедры проектирования радиоэлектронных средств НовГУ, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Global Look

После победы на конкурсе «Умник» на изобретение Егора Хвостикова обратила внимание крупная российская авиационная компания НПО «Сатурн» (г. Рыбинск). Специалисты компании сделали заказ на разработку лазерно-телевизионного томографа. Выяснилось, что в стране осталась лишь одна инженерная группа, которая занимается данной тематикой, и это группа Владимира Карачинова.

Они заинтересовались нашими наработками, и в частности работой Егора Хвостикова. Сотрудники «Сатурна» приезжали в Новгородский университет, знакомились с наработками, потом мы ездили к ним. Было принято решение вернуться к разработке лазерно-телевизионных томографов, и я предложил заняться этой темой своему магистранту.

Владимир Карачинов, профессор кафедры проектирования радиоэлектронных средств НовГУ, SmartNews

К слову, даже если проекту юного ученого не найдется применения в авиационной промышленности, то работа может с легкостью занять свою нишу в другой отрасли — к примеру, в сельском хозяйстве или любой другой сфере, где применяется распыление жидкости. 

Сейчас я работаю над созданием стенда, а что будет дальше — увидим. Конечно, хотелось бы, чтобы наш проект взяли в разработку.

Егор Хвостиков, разработчик проекта, SmartNews

Видео

Видео: Rostec

Прислал
Станислав Захаркин

Торговый представитель

Меня что всегда поражает — это не сами проекты, а те люди, которые ими занимаются. Гениальности и старательности им не занимать. Несколько лет разрабатывать что-то, что может принести пользу всем, дорогого стоит.

Прислал
Виктор Симонов

Какое это изобретение? Дефектоскопия ответственных узлов и деталей уже давно и официально внедрена.

Прислал
Никита Облонский

Хорошо, что его работа в любом случае в какой0нибудь сфере да пригодится. А то жалко было бы столько лет работы потерять впустую.

Автор

Антон Морозов

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Станислав Захаркин, Наталья Соловьева, Никита Облонский, Виктор Симонов

9 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Виктор Симонов 1 июля 2013, 09:39, Изменено: 1 июля 2013, 11:11

Какое это изобретение? Дефектоскопия ответственных узлов и деталей уже давно и официально внедрена.

Отмечено
редакцией

Анатолий Губарев 1 июля 2013, 11:32, Изменено: 1 июля 2013, 11:35

Во-1-х, изобретение признаётся изобретением не только за абсолютную новизну, но по простому признаку: "отличающийся тем, что..." - как пишут в описании к патенту.
Во-2-х, дефектоскоп дефектоскопу рознь. Тем более, здесь не просто деталь или узел, а форсунка двигателя в процессе работы.
Хотя мне очень напомнило пузырьковые камеры для исследования элементарных частиц.

Виктор Симонов 1 июля 2013, 21:35, Изменено: 1 июля 2013, 21:40

В процессе работы исправность топливной системы описанным способом не проверяется и проверяться не может. Кто будет брать на борт самолета этот "прозрачный" куб, закладывать туда распылители форсунок и летать с ними, или этот прибор ( куб) непосредственно в турбине?! Проверка работы и выявление неисправностей ответственных узлов и деталей подобным образом (кстати, не только для авиа и не только лазером) выполняется давно и только в условиях ремонта. А пузырьковые камеры здесь вообще не к месту.

Анатолий Губарев 2 июля 2013, 00:26, Изменено: 2 июля 2013, 00:30

Во-1-х, про пузырьковые камеры было сказано совсем по другому поводу.
Во-2-х, Вы правы, при запущенном движке никто никаких кубиков и камер в движок совать не будет. Но речь-то не о той работе и не о ремонте, а о техническом обслуживании в процессе эксплуатации. Уточню - не в полёте, а техниками на земле.
В-3-х, прибор экспериментальный, всего один или два образца. Будет он принят или не будет, покажет время.
Но причин для дискуссии вообще не вижу. "Горбатый" запорожец и "мерседес" - автомобили. А какая разница!

Виктор Симонов 2 июля 2013, 09:53, Изменено: 2 июля 2013, 09:55

Так выражайте в соответствии с темой свои мысли в комментариях, а не в ответах для дискуссии.

Анатолий Губарев 2 июля 2013, 10:11, Изменено: 2 июля 2013, 10:15

Улыбнуло!

Наташа Смирнова 1 июля 2013, 10:41

Дай то бог, чтобы проект действительно оказался столь полезным. предотвращать авиакатастрофы мог. Это была бы очень ценная находка.

Отмечено
редакцией

Станислав Захаркин 1 июля 2013, 11:04, Изменено: 1 июля 2013, 11:11

Меня что всегда поражает - это не сами проекты, а те люди, которые ими занимаются. Гениальности и старательности им не занимать. Несколько лет разрабатывать что-то, что может принести пользу всем, дорогого стоит.

Отмечено
редакцией

Никита Облонский 1 июля 2013, 16:02, Изменено: 2 июля 2013, 18:49

Хорошо, что его работа в любом случае в какой0нибудь сфере да пригодится. А то жалко было бы столько лет работы потерять впустую.

Добавить комментарий

Новое на сайте