Фото: «Царицынская игрушка»
Погремушки, конструкторы, сувениры, развивающие игры — и всё это из дерева. Продукция маленького волгоградского предприятия, созданного группой единомышленников, покорила сердца многих детей и ценителей русской игрушки, завоевала множество наград. Качество сувениров по достоинству оценили на столичных выставках и за рубежом, но в родном Нижнем Поволжье игрушки популярностью не пользуются.
Деревянные погремушки, рождественские вертепы, сувенирные кубики и другая продукция волгоградского предприятия «Царицынская игрушка» были удостоены награды «100 лучших товаров России». Независимые эксперты отдали игрушкам ручной работы престижную награду «Психологи рекомендуют».
А началось всё в 2008 году, когда несколько волгоградских энтузиастов основали предприятие «Царицынская игрушка». Пятеро молодых мужчин прониклись идеей возвращения на российский рынок традиционных исконно русских игрушек, экологически безопасных для здоровья маленьких потребителей.
Идея о выпуске игрушек, отвечающих русским традициям и русской культуре, принадлежит Волгоградской общественной организации «Русское культурное общество». Единожды услышав ее, я загорелся созданием такого производства у нас в Волгограде и пригласил к участию в этом своих знакомых.
Георгий Семихов — единственный из компании учредителей, у кого есть специальное образование, близкое по профилю к производству деревянной игрушки. Он профессиональный резчик по дереву и художник православной иконописи. Побывав 11-летним мальчишкой в монастыре, где ему приходилось помогать вырезать оклады для икон, мальчик обнаружил в себе интерес к этому кропотливому делу и решил связать с ним свою будущую профессию.
Среди учредителей «Царицынской игрушки» также инженер, педагог и врач. Их участие в организации, по признанию Георгия Семихова, ограничилось вложением средств в производство и верой в успех воплощения идеи. Максим Майданов, он тоже инженер по профессии, наравне с Георгием Семиховым руководит организацией, но в первую очередь занимается продажами.
Фото: «Царицынская игрушка»
С Георгием мы были единомышленниками и раньше, а идея возвращения русской православной игрушки и продвижения этого товара на родине — это тот случай, когда цели и задачи объединили нас еще и в бизнесе. Не будем скрывать, что извлечение прибыли для нас хоть и не первостепенная задача, но далеко и не последняя. Практически каждый из нас вложил в проект заемные средства, а кредиты, как известно, нужно отдавать.
Помимо руководителей, на предприятии трудятся еще 10 человек из разряда производственников: столяры, плотники, токари, станочники — специалисты, у которых есть навык деревообработки и их помощники разнорабочие.
Побывав в цеху, где деревянные брусочки из березы и бука превращаются в замысловатые детали будущего напольного конструктора или составные части всеми любимого Буратино, корреспондент SmartNews увидел, как рождается детская сказка.
Столяр Сергей готовит крупные детали для будущего городка из замков с башнями. Дмитрий, он токарь, обрабатывает изделия с конусной или сложной фигурной формой. В углу цеха — Роман, он делает заготовки для погремушек, которые вскоре отшлифует его коллега Галина. Другие работники покроют готовые детали специальным лаком, приготовленным по старому русскому рецепту из льняного масла и воска, а потом начинят погремушку гречкой. Только после этого экологически чистая игрушка будет искать своего покупателя.
Видео
Видео: Светлана Попова/SmartNews
Несмотря на то что спрос на эксклюзивную продукцию возрастает, в данный момент производство вышло лишь на уровень самоокупаемости. Вытеснить с российского рынка китайских покемонов и супергероев мешает разница цен, с которыми мы конкурировать не можем. Мало того, что цена на материалы не низкая, так еще и магазины делают свою наценку. В итоге цена одной игрушки выходит приличной.
Единомышленники Георгий и Максим признаются, что своего потребителя православная игрушка в основном находит на выставках-продажах в Москве и Санкт-Петербурге. Жители двух столиц делают заказы для своих чад или местных детских учреждений. Те же напольные конструкторы, состоящие из 140 деталей, из легких кирпичиков, кубов, полукубов, планок, больших и малых цилиндров, конусов и многих других оригинальных деталей заказывают детские сады. Неплохо торговля идет и через интернет, а вот через розничные магазины, которым необходимы большие объемы и низкая цена товара, хуже — скромное предприятие не может обеспечить ни того ни другого.
Цена товара определяется не просто ценником со взятой с потолка цифрой. Ее определяет себестоимость, складывающаяся из расходов на дорогие материалы, на оплату ручного труда, которого у нас очень много. Из-за этого производство становится более длительным по времени, но продукция — более качественной. А качество, как мы понимаем, не может стоить дешево. Поэтому наш товар стоит подолгу на магазинных полках и, как правило, через несколько месяцев мы его забираем назад.
Фото: «Царицынская игрушка»
Однако благодаря выставкам предприятие обзавелось полезными знакомствами и сувенирной продукцией заинтересовались ценители европейского качества из Германии. Там, за границей, Георгия Семихова — профессионального художника и резчика по дереву — записали в Гильдию немецких дизайнеров. А наши игрушечные каталки, качалки и Буратино стали популярными не только в Германии, но и в Латвии и США.
Однако на родине «Царицынская игрушка» даже не может получить статус предприятия народного художественного промысла с правом на соответствующую государственную поддержку. Для получения этого статуса предприятие должно подержаться на российском рынке не менее 70 лет.
Хорошее дело, после китайского производителя наши игрушки, безусловно, нужны. Куклы-мотанки, деревянные игрушки с православным уклоном из экологически чистых материалов – то, что нужно для наших детей.
Жалко, что должным образом идея не поддерживается.Хорошие сувениры всегда были дорогими, но и в Туле пряники и самовары можно купить в магазине, и в Нижнем Новгороде в центре города есть магазины с сувенирами, расписанными под хохлому, а в Волгораде за такими игрушками надо ехать либо в офис производителя, либо заказывать по интернету….
Идеологическая игрушка — это что-то необычное и в то же время, дело очень нужное. Надо помогать таким проектам выходить на Всероссийский уровень, Ведь это важно не только производственникам, это — лицо региона на международных и всероссийских выставках.
Такими игрушками действительно как-то и играть боязно…В обиходе все больше «китайская классика», которая упала, разбилась и ушла в ведро. Но своего ребенка я балую настоящими, пахнущими деревом, лаком, свежей стружкой изделиями — конструкторами, из которых можно собрать домик для домашних животных, деревом-пазлами, матрешками, которых нужно раскрасить самим. Удовольствие не из дешевых, но оно того стоит. По крайней мере я не беспокоюсь, что игрушка «фонит», и мой ребенок вдыхает небезопасные испарения, которые щедро «дарят» заграничные игрушки.
Вообще с народными художественными промыслами у нас просто беда. Мало того, что их давят китайским ширпотребом (правильно написали — сделан он невесть из чего, у себя или в Штатах такое китайцы не продают, а у нас можно), давят и дешёвыми подделками: безродными и бездарными матрёшками, изготовленными поточным способом невесть где, фальшивой «хохломой», поддельным «палехом», псевдогжелью. Даже оренбургские пуховые платки подделывают — умудряются делать их из крашеной шерсти. Палех, правда, и сами портят, добавляя поболе золота в краску — чтоб красивше было. Традиции народного творчества уничтожаются, а известные бренды превращаются в китч на потребу неопытным туристам.
Естественно, что авторская игрушка будет стоить дороже. Но ведь она и с душой — в отличие от ширпотреба
Мы не такие богатые люди, чтобы покупать дешевые вещи. Что толку от китайского ширпотреба, который стоит недорого, но и служит недолго. Да и сделан неизвестно из чего. Я предпочитаю наше, местное, родное. Пусть не так много будет игрушек у ребенка, зато они безопасны и прослужат дольше.
15 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе