Первый велосипед у Андрея появился в 13 лет, но первый серьезный заезд он совершил лишь 10 лет назад. С тех пор Андрей увидел много новых мест, познакомился с хорошими людьми и пережил немало нештатных ситуаций.
Андрею Печенкину 48 лет. Последние 11 лет он в свободное время путешествует на велосипеде. Андрей говорит, что кочевая жизнь у него в крови. Сам он из семьи военных, с детства привык к бесконечным переездам. А будучи в самом расцвете сил, Печенкин вдруг стал часто болеть простудами, потому решил закаляться. Да не абы как, а чтобы польза была во всем ― и организму поддержка, и кругозору бесконечно новые впечатления.
Когда Печенкину было 13 лет, отец купил ему «нормальный» велосипед. Это был роскошный по тем временам дорожник «Минск» стоимостью 50 рублей. Андрей стал носиться на нем с утра и до вечера, накатывая до 90 км за день по двум регионам (Печенкины жили тогда на границе Ленинградской и Вологодской областей). А 10 лет назад, когда Андрей работал охранником на Волжском трубном заводе, он познакомился с заядлым велосипедистом ― врачом Игорем Смирновым.
Он-то и пригласил меня поехать в Волго-Ахтубинскую пойму на празднование Дня туриста. Дело было в конце сентября. Я взвалил на свой старенький «Минск» взятый напрокат тяжеленный ватный спальник и отправился в новую для меня жизнь. Лил ледяной ливень, сползший с багажника на колесо спальник тормозил велосипед так, что в мешке протерлась дыра, после чего началась раскисшая грунтовка, и наша компания в поисках пути распалась на мелкие группы. Я почему-то увязался за велосипедисткой Натальей, которая ломанулась по грудь в холодной воде через камыши вброд… Ругая себя последними словами, что черт меня дернул присоединиться к этим дуракам, да еще и в такую погоду, я еле крутил педали. Но потом был привал, и мне досталась огромная миска приготовленного на костре туристического борща с тушенкой. «Э, да тут неплохо кормят!» ― подумалось мне. И хотя ночь пришлось провести лежа в луже воды, натекшей в чужую палатку, где меня приютили, выглянувшее утром солнце рассеяло все сомнения. «Хуже уже не будет», ― решил я.
После этой поездки Андрею пришла в голову идея совершить велотурне по Волгоградчине, объехав все районы области. К весне он разработал маршрут и с приходом теплых дней отправился в близлежащие населенные пункты. За двое суток Печенкин совершил 200-километровый вояж по маршруту Волжский ― Городище ― Ленинск ― Волжский. При этом путешественник решил провести эксперимент с питанием, захватив в дорогу только мед и орехи.
Еда оказалась не только сытной и вкусной, но еще и легкой, пакет с едой весил от силы килограмм. В первый день я проехал на своем верном «Минске» 160 км, потеряв в лесах атлас дорог и изрядно поплутав в дебрях волжской поймы. Ночевал в лесу под Ленинском. Палатки у меня еще не было, и спать я улегся прямо на туристическом коврике в спальном мешке и сетчатой шляпе от комаров…
Следующим одиночным походом Печенкина стали уже другие райцентры.
Таким образом, проезжая в свободное от безделья время, по 2‒4 района за сезон, я за 10 лет объездил все 33 района Волгоградской области и стал единственным человеком, побывавшим во всех райцентрах нашего региона, причем на велосипеде.
В 2003 году в одном из велопоходов Печенкин лишился своего верного друга ― велосипеда. Пока он крепким сном спал в палатке, кто-то умыкнул велик. Андрей уже подумывал о том, чтобы приобрести более мощный велосипед, с хорошей шипованной резиной, современной тормозной системой, даже деньги копил. Но кража верного «коня», на котором волжанин проехал не одну сотню километров, его расстроила.
Горевал недолго, потому как попался отличный горный велосипед, сделанный в Белоруссии. Опробовав его в деле, я решил, что отныне мои путешествия станут более долгими. И следующий маршрут занял почти две недели…
Свои путешествия Печенкин совершает в теплое время года — с конца апреля до середины сентября. За пять месяцев, которые для волжского путешественника пролетают незаметно, Андрей ухитряется побывать в самых отдаленных уголках Волгоградской области. За 10 лет получилось примерно 15 поездок. В общей сложности они составили, по самым скромным подсчетам, 12 тыс. километров. Андрей недавно и сам удивился ― ведь весь регион он сумел объехать за 30 дней.
Самая долгая поездка была по маршруту Волжский ― Алексеевка ― Палласовка. Она запомнилась нештатными ситуациями, когда я упал с горы и изорвал одежду, у велосипеда оторвался багажник, и мне его совершенно бесплатно заварили селяне, а затем несколько раз в других населенных пунктах пытались «взять в рабство», приглашая пасти скот…
Печенкин рассказывает, что чаще всего встречающиеся на пути люди относятся к нему доброжелательно. Узнав, что Андрей крутит педали по области просто из интереса, зовут к себе в гости, угощают, предлагают переночевать. Так волжанин обзавелся десятками новых знакомств в разных районах области. Говорит, что и от неприятных встреч не застрахован. Случается, что велосипедиста пытаются сбить на трассе шальные автовладельцы, но пока, к счастью, аварийных ситуаций не было.
Красоты нашего края, которым я не устаю удивляться и радоваться, компенсируют все те неприятности, которые могут произойти в пути. Ничто не сравнится с донскими меловыми горами, водохранилищами, бескрайними степями, хвойными лесами. С конца осени, завершая сезон путешествий, я начинаю скучать по тем местам, которые посещал. До самой весны коплю деньги, хотя с работой бывают перебои и заработки совсем небольшие, мечтая вновь закрепить рюкзак на багажнике и отправиться в путь.
Печенкин говорит, что долгими зимними вечерами может писать книгу о своих велопутешествиях и рассказать в ней о том, как порой приходится нести велосипед на себе, обходя болотистые места и непроходимые чащи. Или спать в электричке, спасаясь от непогоды. Или о выцветших портретах Ленина, венчающих ворота бывших колхозов и совхозов, где еще помнят, как совсем недавно строили коммунизм. Или о казачьих хуторах, которых становится все меньше. Или о родниках с необыкновенно вкусной водой, которые зарываются экскаваторами, чтобы на их месте выросли огромные коттеджи. Или о мусорных кучах, которые становятся пристанищем выброшенных на край жизни людей, выбирающих из отходов куски пищи.
Главная мечта ― объехать на велосипеде всю России. Сейчас я разрабатываю карту, по которой пройдет мой маршрут, готовлю снаряжение, привожу в порядок велосипед. Надеюсь, что в ближайшие 2‒3 года моя затея воплотится в реальность. Если финансы позволят, хотелось бы осмотреть красоты каждого российского региона, чтобы затем записать впечатления в свою книгу, которая, я верю, станет бестселлером…
Кстати, в нашей стране не так много смельчаков, которые отважились на велопутешествие по России. В их числе житель Нижнего Новгорода Артур Оганян, который вместе с собакой Гафаром преодолел 12 тыс. километров, побывав в Краснодаре, Москве, Питере, Архангельске и Мурманске. Путешествовал Артур восемь месяцев, но в родной город еще не вернулся.
Пересечь всю Россию на велосипеде решился японец Наото Курихара. Из своего родного города Токио он добрался до японского порта Тайям, а оттуда во Владивосток. В столице Приморья Наото сел на велосипед и, проехав по городу, отправился в Уссурийск. Японец намерен доехать до Москвы, а потом вернуться на родину. На путешествие у него уже ушло несколько лет. Возможно, волжанин Андрей Печенкин станет первым россиянином, который объедет всю Россию на своем велосипеде.
— А я полюбил велосипед именно за эти долгие часы, когда можно остаться наедине с собой, подумать мысли, до которых не добраться в обычной жизни. Для меня велосипед — это удивительное средство познания мира и самого себя, мне никогда не скучно в дороге. Как же это верно подмечено, именно так!
— Проезжал 80 километров за день, не торопясь, с перекурами. Смертельно уставшим себя не чувствовал. Думаю, еще километров 30-40 в таком темпе я бы осилил. А вообще вопрос тренировки. Когда поехал первый раз на 40 км, думал — сдохну. Ноги отказывались педали крутить. Правда, это было после ночной смены, может поэтому.
Если вас вдохновили истории Андрея и у вас появилось желание совершить несколько заездов, вам стоит знать некоторые правила таких путешествий.
— Всем велопутешественникам советую брать с собой в дорогу медицинскую аптечку. В ней обязательно должны быть пластырь, активированный уголь, йод, вата, бинт, аспирин. Если почувствовали в пути недомогание, лучше не экспериментировать со своим здоровьем, а срочно обратиться в ближайшую поликлинику.
— Нежелательно брать с собой в дорогу сложную цифровую технику, к примеру видеокамеру или навигатор. Они могут удариться о корпус велосипеда, намокнуть под дождем, отсыреть. Достаточно мобильного телефона, чтобы делать снимки и видеозаписи, и заламинированной бумажной карты, чтобы сверять маршрут с дорогой. Советую почаще посылать родным и близким СМС-сообщения, чтобы они не беспокоились. В каждом пункте остановки следует сообщать: проехал деревню такую-то, направляюсь к следующему населенному пункту. Ну и денег с собой много брать не стоит, 3‒5 тысяч будет достаточно на недельное путешествие.
Я обязательно беру с собой запасную камеру, две монтажки, насос и набор шестигранников. К сожалению, у меня огромный опыт проколов, поэтому вопрос возить или не возить для меня даже не стоит. Никакой возни с заменой камер нет, это делается за пять минут. Ходить пешком в поисках транспорта, если ты в ста км от дома (или пусть 30км) — это не дело.
Могу сказать, что прокалываемость как минимум зависит от двух факторов: покрышки и веса велосипедиста. Чем легче человек, тем реже прокалывается, это логично. И соответственно, чем легче и презервативнее покрышка, тем легче она колется и режется. Помню, как я купил комплект модной резины Schwalbe Rocket Ron, самой легкой на тот момент, и прорезал заднюю шину стеклом в первый же день. Пришлось выбросить, ремонту не подлежит, 40 евро коту под хвост.
Еще есть такая вещь, как износ резины. Когда протектор еще вроде бодрый, но шины начинают постоянно прокалываться.
Хороший вариант — бескамерная резина. Она сама плотнее, чем в обычных покрышках, да и к тому же воздух из безкамерок не выходит так быстро, как из камерных. Еще можно залить хороший герметик, тогда вообще надежно.
1 комментарий к материалу.