Вологодский предприниматель арендовал участок леса, обещав построить там детский лагерь. Но прокуратура уверена: предприниматель строит на арендованной земле личные постройки — коттедж и баню, и потребовала эти строения снести. На сторону прокуратуры встал и Вологодский областной суд. Теперь бизнесмену придется убрать свои постройки, а если он не сделает этого сам, за дело возьмутся судебные приставы.
Вопрос о постройке на берегу Рыбинского водохранилища вызывает споры на протяжении почти двух последних лет. Лесной массив возле поселка Степаново Коротовского сельского поселения Вологодской области находится в федеральной собственности. Эту землю купить нельзя, можно только взять в аренду, выиграв соответствующий тендер. Несколько лет назад такой тендер выиграл вологодский предприниматель Гарлем Заргарян, предоставив в региональный департамент лесного комплекса свой проект. По задумке предпринимателя, на берегу водохранилища должен появиться детский оздоровительный лагерь. Как уверяет бизнесмен, он успел построить гостевой дом и банный комплекс, благоустроил спортивную площадку, выполнил, как того требуют санитарные врачи, очистку территории и выставил забор. В лагерь, как уверяет Гарлем Заргарян, уже начали приезжать на отдых дети, но тут начались всевозможные проверки.
Правомерность этого проекта была полностью подтверждена, мы начали строить рекреационный комплекс для детей. На этой территории в 1990-е годы велось строительство, но оно было заморожено, осталось несколько кирпичных зданий. Я разработал проект рекреационной зоны со списком зданий, которые хотел разместить на территории. Проект был одобрен, но после того, как мы привели участок в божеский вид, у местного прокурора появился недвусмысленный интерес к этой стройке, начались постоянные проверки, и через некоторое время мне сказали, что «лучше договориться». Я категорически отказался от такого варианта решения проблемы, после чего мне пообещали, что тогда проблемы начнутся у меня, и они действительно начались.
В доказательство того, что он действительно строил лагерь для детей и что он уже действовал, Гарлем Заргарян предоставил корреспонденту SmartNews ряд фотографий.
По словам предпринимателя, начались бесчисленные проверки с составлением протоколов о найденных нарушениях. Как он уверяет, сотрудники департамента лесного комплекса никаких нарушений не выявили, все в постановлении написали обратное.
Таким образом, считает бизнесмен, они просто исполняли требование прокуратуры – своего надзорного органа.
Природоохранная прокуратура является надзорным органом над департаментом лесного комплекса. Если прокурор сказал — составить протокол и выявить нарушение – они обязаны это сделать. За эти два года у нас было 56 судебных заседаний, не считая бесчисленных проверок! Решения всех проверок и протоколов я отменял через арбитражный суд. На моей стороне решения арбитражного, апелляционного и кассационного судов в Санкт-Петербурге. Согласно этим документам, все действия признаны соответствующими нормам законодательства; нарушений не выявлено. Но круговорот повторяется! Департамент обращался в суд для расторжения договора аренды, но проиграл это дело. Но и после этого прокуратура продолжает со мной судиться! А теперь вот это решение! Оно стало просто последней каплей!
Череповецкий межрайонный суд обязал предпринимателя снести постройки на арендованной земле, поскольку они являются капитальными, а не временными. Хотя суд удовлетворил далеко не все претензии прокуратуры – в своих исковых требованиях ведомство просило взыскать с бизнесмена суммы ущерба за незаконную вырубку леса и повреждение почвы. Весь ущерб прокуратура оценила в сумму без малого полмиллиона рублей, но суд удовлетворить это требование отказался.
Череповецкий межрайонный суд принял решение исковые требования к индивидуальному предпринимателю Заргаряну удовлетворить частично. А именно, обязать предпринимателя снести объекты капитального строительства: незавершенного строительства бани размером 14,5 на 11,5 метров, незавершенного строительства дома 19,2 на 17,2 метров и отдельно стоящего строения, а также взыскать с предпринимателя госпошлину в размере 200 рублей. В отношении требований Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры о возмещении ущерба причиненного лесному массиву незаконной вырубкой лесных насаждений в размере 126 734 рублей и повреждений плодородного слоя почвы под объектами капитального строительства в размере 328 323 рублей суд принял решение отказать.
Предприниматель счел подобное судебное решение не только свидетельством беззакония, но и внутреннего сговора внутри административной системы. Он увидел в этом решении попытку «поломать жизнь простому предпринимателю».
Мне непонятно, как судья Череповецкого района поставила себя выше других инстанций. Мне кажется, это решение продиктовано административным ресурсом. Эта система, которая пытается сломать людей. Это беззаконие со стороны прокуратуры! Правомерность выигранных мною судебных процессов была подтверждена во всех инстанциях, а районный суд не счел эти решения значимыми.
В свою очередь, представители надзорных органов имеют на этот счет совсем другое мнение. По словам сотрудников прокуратуры, стройка велась с серьезными нарушениями лесного законодательства.
Нами были проведены не только соответствующие проверки, но и необходимые экспертизы. Вместо детского лагеря там находятся объекты незавершенного капитального строительства. Возведение таких строений не соответствует проекту освоения лесов. Межрайонным судом было вынесено решение о сносе этих строений. Не знаю, какой детский лагерь мог быть на этом месте?
В департаменте лесного комплекса Вологодской области сложившуюся ситуацию прокомментировали следующим образом.
На лесных участках, относящихся к ценным лесам, предприниматель фактически возвел капитальные сооружения, строительство которых в указанных лесах запрещено в соответствии с нормами действующего лесного законодательства. Господин Заргарян Г.Г. вправе использовать предоставленные ему лесные участки в целях рекреационной деятельности, но требования лесного законодательства обязательны для всех.
В лесном фонде капитальные строения возводить нельзя. Но он не только их построил, но и площадь зданий и сооружений расширил почти в три раза по сравнению с проектом. А одно здание построил вообще не по проекту.
Независимые эксперты уверяют, что ход этого дела предугадать не так-то просто. История уже слишком запутана, чтобы можно было сделать однозначные выводы.
Судебные тяжбы по таким делам могут длиться годами. Если ситуация не очевидная, то найти истину не так-то просто. Случаи нарушения лесного и земельного законодательств встречаются довольно часто. Если предпринимателям не удается доказать, что их постройки законны и не нарушают законодательные нормы, то вердикт однозначный — подлежит сносу. Кроме того, предприниматели зачастую выплачивают штрафы за нанесенный ущерб лесным массивам и земельным участкам в виде вырубки леса или порчи верхних слоев почвы. Ущерб этот оценивается сотнями тысяч рублей в зависимости от состояния и площади участка. О такого рода делах можно услышать постоянно: возведение незаконных построек в природоохранных зонах, нецелевое использование взятых в аренду земельных участков. Иногда решением суда сносятся чуть ли не целые поселки, возведенные как туристические комплексы или базы вопреки всем нормам и правилам.
Предприниматель обжаловал решение Череповецкого районного суда в областном суде. Ему есть, что терять – свои строения он оценил в 24 млн рублей. Но успеха это не принесло — решение районного суда областной суд оставил в силе. Теперь бизнесмену придется снести незаконно возведенные строения. Если он не сделает этого сам, за дело возьмутся судебные приставы.
Аналогичный случай произошел в начале этого года в Пряжинском районе Республики Карелия — Верховный суд обязал владельца базы отдыха снести более двух десятков домов, две бани, ресторан и несколько других построек.
Видео
Видео — Vesti Karelia
7 комментариев к материалу.