В Воронеже создают дизайн-регламент — документ, в котором детально пропишут, как именно должен выглядеть город. Предполагается, что все городские объекты отныне будут соответствовать единому архитектурному стилю.
У внешнего облика Воронежа отныне будет единый стиль. Создание бренда города и дизайн-регламента региона обсуждались на последнем совещании у губернатора Воронежской области. Если говорить проще, речь идет о документе, в котором прописано, каким должен быть облик города и та архитектурная стилистика, которой он должен полностью соответствовать. К работе планируется привлечь архитекторов и дизайнеров — как местных, так и столичных. Какой именно единый стиль будет выбран для Воронежа? Как будет проходить преобразование города? Все это еще предстоит обсудить.
На вчерашнем совещании у губернатора обсуждалась тема создания бренда Воронежской области и Воронежа. Процесс это длительный — ему должен предшествовать ряд исследований, изучение опыта других регионов и то, как позиционируется наш регион в соседних областях. Одним из шагов тут будет разработка специально для Воронежа дизайн-регламента — то есть документа, закрепляющего единый, стилистически выдержанный и при этом индивидуальный облик города. К этой работе будут привлечены местные архитекторы и дизайнеры.
Такой дизайн-регламент, в котором будут прописаны принципы единого архитектурного облика города, станет, пожалуй, первым в нашей стране. Хотя вопрос об архитектурном и стилистическом единстве городской среды ставится не впервые. Так, например, незадолго до ХХII Олимпийских игр единая архитектурная концепция была утверждена в Сочи.
Попытки привести город к некому архитектурному единству в нашей стране в последнее время уже были. Самый наглядный пример — Сочи. Там было отремонтировано и реконструировано несколько тысяч объектов именно с тем, чтобы они выглядели гармонично и составляли некое единство, соответствовали единому стилю. И, простите, не резали глаз своим разнообразием. Плюс, насколько мне известно, были заключены договоры с собственниками частных домов — чтобы они в подобном общему стиле отремонтировали свое жилье. Хотя бы на уровне цвета фасадов и крыш. Да и мэр Петербурга не так давно говорил о том же — правда, там речь о новостройках в основном шла.
В то же время у воронежских архитекторов новая идея вызвала немало вопросов, а в том, что она в принципе реализуема, возникли серьезные сомнения. По крайней мере пока нет конкретики. Но мысль о том, что весь город будет выглядеть «как под копирку», их в восторг не приводит.
А как вы это сами представляете — приведение города к единому облику? Вот возьмем для примера 10 городов Центральной России с населением от 500 тыс. человек. Они же все по большому счету одинаковые. И исторический их центр, и новые районы. Что касается исторического центра — тут я как раз понимаю, как все к единому облику привести: отреставрировать как следует, воссоздать историческую правду. А новостройки? О чем идет речь? О фасадах одного цвета? Об одинаковых материалах и конструкциях? О единообразно обустроенных дворах и скверах? Ну, в масштабах одного квартала или жилого комплекса это нормально. А в масштабах всего города? В конце концов, есть градостроительное законодательство, технические нормативы — вот там все ясно.
Однако, по замыслу властей, в понятие «бренд Воронежа» должны входить не только единые архитектурные решения, но и общее впечатление от города. Вот почему совещание у губернатора продолжилось круглым столом, на котором глава региона встретился с воронежскими художниками, музыкантами, писателями, журналистами. Было решено, что первым шагом в формировании индивидуального стиля Воронежа станет создание творческого кластера, — территории, где будут сконцентрированы мастерские, клубы, выставочные и концертные залы. Рано или поздно такой «культурный сгусток» повлияет на жизнь в городе в целом.
Имеется в виду следующее: когда представители творческих профессий собираются вместе и создают вокруг себя культурное пространство, оно рано или поздно начинает расширяться, распространяться на весь город, и одновременно эта территория становится местом притяжения горожан. Примеры такого влияния есть во многих городах мира. Рано или поздно в городе формируется особая творческая атмосфера, и это тоже может стать одним из шагов к созданию бренда Воронежа.
Хотя конкретных параметров программ по созданию бренда и дизайн-регламента Воронежа еще нет, планируется, что обе они будут реализованы уже к 2018 году. Кстати, предполагают они не только разработку единого стиля городской среды, но приведение в порядок дорог, обустройство зеленых зон и мест отдыха, создание полноценной инфраструктуры для инвалидов. И эти пункты, очевидно, ни у кого не вызовут возражений.
Не исключено, что при разработке дизайн-регламента в Воронеже будут ориентироваться на сочинский опыт: Сочи — пожалуй, первый российский город, в котором накануне Олимпиады был поставлен вопрос о создании стилистически единого облика города. Правда, там все свелось к отделке фасадов и ремонту крыш. Пойдет ли Воронеж по этому пути или выберет свои решения?
Видео
До конца этого года Сочи должен иметь единый архитектурный облик
Видео: ГТРК «Кубань»/YouTube
1 комментарий к материалу.