В представлении большинства на Руси в прошлом существовали только балалайка, гусли и гармонь. Однако воронежец Сергей Плотников не устает доказывать, что арсенал народных музыкантов был в разы богаче. Он собрал уже более 50 старинных музыкальных инструментов.
Сегодня в воронежском Музее забытой музыки представлены те музыкальные инструменты, которыми пользовались начиная с XI века. Изготавливает их собственными руками только один человек — заведующий музейным отделом в городском Дворце культуры Сергей Плотников.
Сергей по специальности слесарь-инструментальщик, работал учителем труда в интернате и сам себя называет музыкантом поневоле. Увлечение музыкой началось совершенно неожиданно. В 2002 году жена подарила ему на Новый год книгу о старинных музыкальных инструментах. Но в ней были не просто картинки и описание, а подробные чертежи. Тогда Сергей и загорелся идеей воспроизвести то, о чем написано в книге. Пробой пера стала волынка.
Оказалось, что мало воспроизвести по чертежам музыкальный инструмент, его нужно еще настроить, чтобы он зазвучал. Хорошо, что в тот момент рядом со мной оказался балалаечник, который и взялся за мое музыкальное образование, потому что без это никак. Когда я сделал волынку, люди начали высказывать пожелания, что хотели бы услышать колесную лиру, которая, кстати, по звучанию очень похожа на волынку. Что это за инструмент, никто не знал, поэтому пришлось искать описание и чертежи в книгах и интернете. Когда сделал колесную лиру, жена принесла домой календарь с изображением карманной скрипки. Я сделал и ее. Потом взялся за ирландскую арфу. Когда она была готова, подумал: «Что же я ирландский инструмент сделал, а про свои родные гусли забыл?» Рядом с гуслями всегда гудок — изготовил его. Потом сами собой запросились духовые инструменты. И так каждый новый инструмент сам тянет за собой следующие.
Когда собралась объемная коллекция инструментов, Сергей решил вывезти ее на фестиваль авторской песни. Целый день рядом с ним толпились люди, интересовались, расспрашивали, пробовали инструменты в деле. Именно тогда мастер решил, что пора открывать постоянно работающий музей.
Сергей считает, что музыкальные инструменты не должны просто пылиться без дела, они должны жить и активно использоваться. Тем более что все его творения в рабочем состоянии и хорошо звучат. Тогда мастер создал экспериментальный ансамбль «Самогуды», участником которого могут стать все неравнодушные к настоящей народной музыке люди. Сейчас «Самогуды» — активные участники различных фестивалей. Многие ансамбли после их выступлений заказывают у Сергея понравившиеся инструменты.
В коллекции мастера в основном русские народные инструменты и инструменты народов, проживающих на территории России. Чистые «иностранцы» — ирландская арфа и карело-финский йоухикко. Многие инструменты есть у разных народов мира, просто по-разному называются. Например, волынка есть у всех народов Европы и некоторых национальностей, проживающих в России.
Любимица Сергея колесная лира тоже была распространена во многих странах. Этот струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр, был придуман в Европе в Х веке для проведения песнопений в храмах. Тогда инструмент назывался органиструм. В России появился в XVII веке в царской семье. Его купили для потехи Алексею Михайловичу, когда он был еще ребенком. Потом лира ушла в народ, что нехарактерно для музыкальных инструментов. Чаще всего у нас берут простой инструмент из народа, совершенствуют, дополняют, и он уходит «вверх». Колесная лира использовалась у нас вплоть до середины ХХ века.
Видео
С ней нищие часто ходили по ярмаркам. Под нее трудно не подать: у нее звук очень тоскливый и заунывный. Ходили с ней и просто по улицам в голодный год. Одна бабушка мне рассказывала, что ее отец и мать спасались от голода благодаря колесной лире. Даже у нас в Воронежской губернии в течение нескольких лет после окончания Великой Отечественной войны по деревням ходило много лирников.
Кстати, самый яркий пример обратного пути из народа «наверх» — гудок, в современном представлении — простая дудка. На самом деле это трехструнный смычковый инструмент, «дедушка скрипки». Однако гудок архаичен и с X по XIX век он совершенно одинаков, а скрипка постоянно совершенствовалась.
Видео
Я категорически против того, чтобы изготавливать инструменты полностью из тех же материалов, которые использовались нашими предками. На фестивале исторической реконструкции я это сделать могу, но для выступления такой инструмент не подойдет. У инструментов XI века очень много недостатков. Деревянные колки, которые использовались тогда, потому что металлические еще не изобрели, плохо держат сруну, и инструмент постоянно выходит из строя. Кроме того, современные струны звучат громче и чище, чем кишечные жильные, за что всегда и бился народ. Думаю, что, если сыграть на инструментах, изготовленных из материалов тех времен, современному человеку не понравится. Все-таки человечество растет, развивается, в том числе совершенствуется музыкальный слух и вкус.
Вскоре Сергей все же планирует изготовить исторический гудок с деревянными колками. Желание возникло после того, как руководитель «Казачьего круга» подарил ему три жильные струны XIX века. Скорее всего, этот гудок не будет использоваться на выступлениях, а просто станет очередным музейным экспонатом.
Еще один инструмент, который давно уже не дает покоя мастеру, — сербские гусле. Это однострунный смычковый инструмент, корпус которого обтянут кожей. Он достаточно длинный и воспроизводит своеобразный звук. Единственная проблема — струна из конского волоса должна быть очень длинной.
Всегда наступает момент, когда желание сделать инструмент затмевает всё. Это как зуд, пока не сделаешь — не успокоишься. Если терпит, значит не очень нужно сейчас делать.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе