В Воронежском государственном педагогическом университете придумали, как решить проблему кадрового голода в сельских школах. Для этого в вузе решили отправлять туда своих студентов. Первые молодые энтузиасты уехали в село Вязовка Таловского района.
Площадкой для эксперимента стала основная (девятилетняя) школа села Вязовка, где учатся всего 39 человек. Для участия в эксперименте выбрали лучших студентов. Счастливчиками стали учащийся гуманитарного факультета Никита Скляревский и две воспитанницы физмата Алина Фирсова и Адель Аипова.
Студенты четвертого курса вполне могут работать в школах на полную ставку. Все необходимые для этого знания у них уже есть. Раньше сельская практика в педагогическом вузе была обязательной, а сейчас в село не едут. Когда мы кинули клич, то даже удивились, как много желающих откликнулось на призыв поехать поработать в деревенскую школу.
Срок добровольной «ссылки» — месяц. Правда, девушки думают вернуться сюда еще и на весеннюю практику. Никита долгосрочных планов пока не строит.
Предложение звучало очень абстрактно. Нам просто объявили, что есть возможность попробовать себя в роли сельских учителей на любой срок, на который мы сами захотим. Мы думали не долго, и уже буквально на следующий день по телефону нам сообщают: «Завтра утром выезжаем на место, посмотрим, что там и как».
Адель и Алина поделили между собой уроки математики и информатики. Никите, несмотря на будущий диплом историка, досталась роль преподавателя музыки, так как ставка учителя истории в школе уже занята. Никита поет и играет на гитаре, поэтому сразу занял свое место в творческом коллективе педагогов и учеников.
Городская и сельская школа — это небо и земля. В городе класс человек 30 и дети неугомонные, и коллектив не такой дружный. Например, вчера у меня был урок в восьмом классе, где учатся всего два человека. За 40 минут с ними успеваешь и позаниматься, и просто пообщаться. Они смотрят на тебя широко открытыми глазами и внимательно слушают все, что ты им говоришь. Педагогический коллектив здесь собирается по вечерам после уроков и поет песни. Ни в одной городской школе такое не увидишь. Таких чистых и искренних людей я нигде не встречал. Общество, которое окружает меня здесь, на мой взгляд, идеально.
Сейчас в этой сельской школе вместе с директором числится 10 педагогов, хотя еще 10 лет назад их было 16. Руководитель образовательного учреждения Сергей Славгородский надеется, что эти студенты вскоре пополнят их ряды.
У нас в школе нет местных учителей, все приезжие. Когда 25 лет назад я сам сюда приехал, со мной было еще пять молодых педагогов. Четверо в итоге остались. Надеемся, что хоть кто-то из этих ребят останется у нас. Девочки выйдут здесь замуж, обзаведутся семьями.
Если эти студенты по каким-то причинам решат уехать, в ректорате университета обещают, что их места пустовать не будут и на замену приедут новые ребята. Конечно, все понимают, что для учеников частая смена преподавателей нежелательна. Но хотя бы одну учебную четверть, которая по продолжительности равна одной педагогической практике, ребята отработают.
Пока запал у нас очень большой. Очень хочется внести что-то свое, оставить добрый след и теплые воспоминания о себе. И даже деревенский быт не отпугивает.
Ни ректорат университета, ни администрация Вязовской школы пока не знают, чем закончится этот эксперимент. Но обе стороны уверены, что пользу сельским школам он принесет. После того как будут подведены первые итоги проекта, в вузе планируют расширить географию и отправить молодых учителей в другие районы Воронежской области.