Фото: Евгений Самарин/РИА Новости
В Воронеже скорая помощь перейдет в областное подчинение, а обслуживанием ее автопарка займется частная фирма. Работники скорой от этих изменений ничего хорошего не ждут. Их опасения разделяют и горожане.
Автопарк скорой медицинской помощи Воронежа состоит из 80 машин. За последние годы в службе, работа которой строилась на базе гаража администрации города, произошли существенные изменения. По словам мэра Сергея Колиуха, был разработан и в целом выполнен план мероприятий по совершенствованию деятельности скорой, включающий в себя кадровое, транспортное и лекарственное обеспечение, а также укрепление материально-технической базы.
Например, в 13 поликлиниках города организованы отделения неотложной медицинской помощи. По словам Колиуха, это позволило повысить своевременность обслуживания экстренных вызовов и сократить время ожидания в среднем до 19 минут. Также в два раза уменьшена среднесуточная нагрузка по обслуживанию неотложных вызовов.
Однако недавно областной департамент здравоохранения сообщил водителям и техническому персоналу скорой медицинской помощи Воронежа, что с нового года они будут работать уже не на муниципальном предприятии. 380 человек написали заявления об увольнении под гарантии перевода в новую организацию. И с 1 января будущего года станция скорой помощи переходит на финансирование в системе обязательного медстрахования. Теперь за ее функционирование понесет ответственность область.
Видео
Конкурс по выбору частной компании, которая займется содержанием автопарка скорой, намечен на конец декабря. По его условиям договор с победителем тендера власти заключат на три года. Начальная стоимость — 600 млн рублей. Фирма-победитель обязуется приобрести 80 машин. А имеющиеся машины планируется передать медучреждениям сельских районов области.
Водители опасаются, что с приходом в службу частной компании не останется единого гаража и машины будут стоять на подстанциях под открытым небом и обслуживаться по договору в частных мастерских. Более того, на первых порах произойдет коллапс службы, уверены они. По их словам, с ними уже встречался возможный работодатель — Евгений Фридман. Он занимается поддержанием автопарка скорой помощи в Перми. Но там, говорят они, Фридман проявил себя не лучшим образом, прежде всего из-за низкой зарплаты персоналу. Пермские водители объявляли забастовку и судились с бизнесменом.
А вот такой интересный вопрос: почему частнику выгодно содержать машины скорой помощи, а государству — нет? Ответ на него, по-моему, не менее интересный: потому, что в госорганизации волей-неволей, но все прозрачно — отчетность, финансы, зарплаты и так далее. А частник половину как минимум уворует, вторую половину — покажет в отчетности, и с нее уже заплатит налоги и прочее.
Настроение не только у водителей такое. Ведь последние врачи разбегутся, кто в своем уме! ФОМС представляет собой штрафы, штрафы и еще раз штрафы. Жить на голый оклад никто не захочет. Пациентам остается только посочувствовать. Аналогичный эксперимент в других областях привел к полному краху системы.
Власти на реорганизацию службы скорой помощи смотрят более оптимистично. А из ее главных проблем отмечают кадровое обеспечение. Укомплектованность врачами сейчас составляет 75%. Ситуацию не изменил даже рост средней зарплаты на 14,7%.
Как заявляют в облправительстве, доля автотранспортных услуг в бюджете службы колеблется в диапазоне 25–40%. Но при передаче автотранспорта на аутсорсинг затраты могут уменьшиться на 15%. По крайней мере так показывает опыт соседних регионов, где обслуживание автопарка уже передано частным компаниям.
Среди услуг, оказываемых населению, качество работы скорой помощи часто вызывает нарекания, но в скором времени положение должно измениться коренным образом. Переход учреждений здравоохранения в областную собственность должен пройти спокойно, все вопросы медицины мы будем держать на постоянном контроле.