Полетят на наших. Силовиков пересадят на самолеты воронежского авиазавода

11
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Марина Лысцева/ИТАР-ТАСС

Федеральные министерства и ведомства подготовили проект единого авиационного заказа на самолеты отечественного производства. Для федеральных нужд планируется поставить 105 самолетов. Из них 57 машин приходится на ближнемагистральный пассажирский лайнер Ан-148 воронежского авиазавода.

Идея консолидированного заказа появилась в прошлом году, когда Владимир Путин, будучи премьером, дал необходимое поручение министерствам промышленности и транспорта. Проект рассчитан до 2020 года. Общая сумма закупки — 258,3 млрд рублей. На воронежский Ан-148 может быть израсходовано 57 млрд. В случае если проект консолидированного заказа пройдет официальное утверждение, до 2020 года Воронежское акционерное самолетостроительное общество, входящее в Объединенную авиастроительную корпорацию, передаст 39 Ан-148 для Минобороны, шесть — для управделами президента, столько же для МВД и четыре — для ФСБ. Также ВАСО поставит Кремлю восемь дальнемагистральных лайнеров Ил-96-300.

Около 19 млрд рублей планируется выделить украинскому госхолдингу «Антонов», в том числе и в качестве оплаты комплектующих для Ан-148. Именно «Антонов» является разработчиком борта. Больше 20 лет назад ближнемагистральный Ан-148 создавался как реактивный пассажирский самолет с возможностью эксплуатации на заснеженных, грунтовых и неподготовленных аэродромах. Он может брать на борт до 80 пассажиров или 9 тонн груза.

Кроме воронежского авиазавода, существенный объем госзаказов получит ульяновский «Авиастар-СП», который тоже входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации, а специализируется на выпуске Ил-476 и Ту-204 различных модификаций.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Игорь Стрюк/SmartNews

При сравнении технических характеристик западных воздушных судов с Ан-148-100 наблюдаются сходные показатели максимального коммерческого веса, скорости и топливной экономичности. По дальности полета Ан-148-100 на 7-40% превосходит показатели аналогов за счет большей вместимости топливных баков и улучшенных аэродинамических свойств. Серьезную конкуренцию Ан-148-100 на внешнем рынке составляет бразильский Embraer и японский MRJ-70 (90), который будет выпущен в 2013 году и по заявленной топливной экономичности будет существенно (на 15-20%) превосходить все существующие в современном мире региональные самолеты.

Возможность получения госзаказа — хорошая новость для воронежского авиазавода, производство самолетов на котором является убыточным из-за невозможности запустить Ан-148 в серийное производство. Согласно официальной бухгалтерской отчетности, производство одного борта в 2011 году приносило ему убыток в 300 млн рублей. К тому же ВАСО за последнее время преследуют негативные новости.

К примеру, завод упустил очередную возможность технического перевооружения, о котором много лет подряд говорят на федеральном уровне. В начале прошлого лета премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о строительстве на Казанском авиационном производственном объединении новых цехов по выпуску военного транспортника Ан-70. Хотя в качестве сборочной площадки для Ан-70 рассматривался Воронеж. Руководство ОАК и украинского «Антонова» даже подписывало соглашение по схеме кооперации при изготовлении транспортника, используя мощности ВАСО.

В свою очередь, крупнейший отечественный авиаперевозчик «Аэрофлот» недавно отказался от опциона на покупку сразу девяти Ан-148 для своей дочерней фирмы «Россия». Такое решение в компании, принадлежащей государству, объяснили высокой стоимостью лайнера. Более того, «Аэрофлот» может вообще вывести борт из парка «России», поскольку он морально устарел, а ремонт его запчастей налажен слабо.

Другими мотивами, решив не покупать лайнеры, руководствовалась воронежская авиакомпания «Полет». У нее возникли серьезные финансовые трудности.

«Аэрофлот», несмотря на то, что контролируется государством, давно лоббирует интересы иностранных производителей. Сначала он ратовал за отмену пошлин на б/у в 90-х, что добило наши заводы, выживал Ил-96 в первой половине нулевых годов, теперь взялся и за Ан-148. Изоврались в конец. В череде их интервью самолет то ужас-ужас, то вполне нормальный – и по налету, и по прочим характеристикам.

Перспективы госзаказа — не единственная позитивная новость, касающаяся воронежского авиазавода. По заявлению президента ОАК Михаила Погосяна, в текущем году ВАСО выпустило рекордное для себя количество бортов: семь Ан-148 (в том числе три для иркутской авиакомпании «Ангара»), один Ил-96 (по заказу администрации президента), а также 22 агрегата для SSJ-100, один самолетокомплект для Ил-476 и два — для Ан-148 украинской сборки. Раньше ежегодно выпускалось не больше 4–5 бортов. Впрочем, после отказа «Аэрофлота» и «Полета» от покупки авиалайнеров государственные структуры остались единственными заказчиками ВАСО. На необходимость более внятной политики российского правительства в отношении отечественного авиапрома на недавней встрече с журналистами обратил внимание воронежский губернатор Алексей Гордеев.

Нам удалось приблизить оборонзаказ. Минобороны России на 2 года сдвинуло покупку регионального лайнера Ан-148. Слава Богу, что на ближайшие годы заказы есть, прежде всего, от федеральных силовых ведомств. Но вопрос по ВАСО, конечно, хотелось бы решить так, чтобы предприятие увидели в некой стратегии отечественного авиапрома с пониманием того, какую роль будет играть наша площадка и какие у нас возникнут межхозяйственные и смежные связи. В принципе, сейчас примерно уже понятно, сколько в России останется авиазаводов и на какую линейку продукции им предстоит ориентироваться. Я надеюсь, что ВАСО получит задание по производству достаточно распространенной серии бортов, востребованных не только государственными заказчиками, но и на рынке авиаперевозок.

Видео

Автор

Константин Чаплин

Над статьей работали

Нелли Шестопалова, Дарья Полковая

1 комментарий к материалу.

Елена Александрова 28 декабря 2012, 07:55

Как-то слабо верится, что федеральные власти обратили внимание на ВАСО. Сколько уже чиновники разного калибра талдычат про его техперевооружение, а воз и ныне там. Ан-148 меж тем больше 20 лет. Еще два-три года, и кому он будет нужен?

Добавить комментарий

Новое на сайте