Верните рельсы. В Воронеже сняли фильм о прощании с трамваем

28
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Трамвайные вагоны в трамвайном депо № 3 за несколько дней до закрытия движения. Фото: Fursov Andrey/Wikipedia

Молодые воронежские активисты сняли документальный фильм «Трамвай столицы Черноземья». Авторы ностальгируют по виду транспорта, которого уже несколько лет нет в Воронеже. Чтобы избавить город от пробок, они предлагают властям развивать скоростной легкорельсовый транспорт — современный аналог трамвая.

Общественная молодежная организация «Город и транспорт», снявшая фильм, заявила о себе в конце прошлого года, когда провела круглый стол на тему транспортного коллапса в Воронеже. По официальным данным, на тысячу горожан сейчас приходится 250 автомобилей, а через пять лет, по прогнозам экспертов, их будет уже как минимум 320.

Документальный фильм, по словам председателя «Города и транспорта» Андрея Фурсова, был подготовлен, чтобы лишний раз подчеркнуть актуальность проблемы и заодно напомнить, что горожанам небезразлично их прошлое и будущее. Фильм доступен в интернете, он длится чуть больше часа. В нем рассказывается дореволюционная, советская и постсоветская история трамвая в Воронеже, вплоть до его исчезновения в апреле 2009 года и демонтажа последних рельсов. 

Мне присылали много разных материалов, в том числе вырезки из местных телерепортажей. Плюс я сам активно снимал в 2009-2010 годах видео по теме воронежского трамвая. Когда материала накопилось много, встал вопрос, кто будет все монтировать. Сам я не умею. Но, увы, в течение года никого не нашлось, поэтому пришлось склеить ролики самому. Потом я договорился об озвучке первой части фильма, нашел подходящую музыку и текст. Зрителям мы хотим напомнить, что совсем недавно в Воронеже существовал такой вид транспорта, как трамвай. 

Видео

Справка SmartNews

Трамвайное движение прекратилось в Воронеже 15 апреля 2009 года. К тому моменту действовало всего два маршрута из 21 (общая протяженность путей до 2002 года составляла 173,5 км) и одно депо из трех, а на линию выходило четыре вагона из более чем 300 единиц подвижного состава, имевшихся у МУП «Воронежгорэлектротранс» на 1 января 2003 года. Инициатором демонтажа рельсов и отказа от трамвая выступил бывший воронежский губернатор Александр Ковалев, с 2001 по 2003 год возглавлявший администрацию Воронежа. Последние рельсы были убраны при действующем мэре Сергее Колиухе в 2011 году — к торжествам по случаю 425-летия города. Официально отказ от трамваев власти объясняли необходимостью расширения проезжей части на ключевых магистралях, чтобы избавить город от пробок, а также высокой затратностью и неэффективностью электротранспорта.

Процесс ликвидации трамвайного движения в Воронеже растянулся на девять лет и сопровождался многочисленными скандалами в связи с банкротством Воронежгорэлектротранса, в частности продажей за бесценок имущества второго депо. А один из арбитражных управляющих предприятия Вячеслав Рябцев даже ложился на рельсы, чтобы не допустить их демонтажа, заявляя, что они принадлежат МУП, а не городу. Общественное мнение тоже было не на стороне местных властей. Опросы показывали, что большинство горожан выступают за сохранение трамвая.

Впрочем, фильмом «Трамвай столицы Черноземья» общественники не пытаются добиться возрождения в Воронеже трамвайного движения, а, скорее, ностальгируют по нему.

Восстановить трамвай невозможно, да и не нужно. В своей стратегии развития транспорта в Воронеже мы предлагаем иные способы решения транспортной проблемы.

Большое вам спасибо за такой масштабный и познавательный фильм! Жаль только, что сам воронежский трамвай ушел в прошлое))) Но хоть есть о чем вспомнить. 

Прислала
Наталья Гребнева

По словам Андрея Фурсова, «Город и транспорт» предлагает, в частности, создать единого оператора для управления общественным транспортом — как муниципальным (троллейбусы), так и частным (автобусы), а также внедрить транспортные карты для оплаты проезда. Однако главная мечта активистов — появление в Воронеже скоростного легкорельсового движения, которое гораздо дешевле строительства метро. Если километр линии метро, по информации Фурсова, обходится в 6,5–7 млрд рублей, то километр легкорельсового транспорта — в 12–14 раз меньше. 

При мысли, что по городу необходимо доехать в какое-либо место, мне становится плохо. Начать хотя бы с бестолкового расположения остановок общественного транспорта… Дикари! Назвать по другому водителей маршруток, готовых за 11 рублей рисковать своей и пассажиров жизнью, язык не поворачивается. Если не будет легкого скоростного трамвая, то Воронеж просто встанет, и даже блатные, которые едут по встречке, тоже встанут, и пожарные, и скорая. Ну и так далее. 

Трамвай правильно убрали с улиц — они и без того узкие. Да и троллейбусы затрудняют движение и часто являются причиной заторов ввиду их неповоротливости и привязанности к проводам. Поэтому следует все-таки строить полноценное метро, улучшать развязки, расширять дороги и оптимизировать работу светофоров. 

Прислала
Наталья Гребнева

Трамвайное депо в Воронеже, 2006 год. Фото: Антон Буслов/Wikipedia

Власти, естественно, тоже озабочены транспортной проблемой. В прошлом году московский НИИ автомобильного транспорта разработал для Воронежа комплексную схему организации дорожного движения до 2017 года, благодаря реализации которой способность городских магистралей должна вырасти на 25%. Она включает регулирование работы светофоров, изменение расположения пешеходных переходов и остановок, строительство парковок и 10–12 новых развязок. Стоимость реализации схемы превышает 25 млрд рублей. Впрочем, пока ее не утвердила гордума.

И областные, и муниципальные власти неоднократно анонсировали прокладку в Воронеже линий легкорельсового транспорта, на чем сейчас настаивают общественники. Например, в 2009 году компания «Мостгеоцентр» на принципах частно-государственного партнерства предлагала связать таким образом воронежские аэропорт и автовокзал, но проект забуксовал на стадии декларации в силу его высокой стоимости. Тем не менее возможный эффект от легкорельсового транспорта, как заявляют общественники, очевиден. Современный скоростной трамвай может перевозить по одной полосе до 25 тыс. человек в час, тогда как автомобильная полоса имеет меньшую пропускную способность — 8 тыс. человек в час. 

Автор

Константин Чаплин

Над статьей работали

Александр Мелешенко, Наталья Гребнева

7 комментариев к материалу.

Елена Александрова 13 января 2013, 15:03

Очень душевный фильм. Видно, что ребята очень любят свой город и переживают за его будущее. Согласна, что, если уж не метро, то система скоростного легкорельсового транспорта Воронежу нужна. Иначе город встанет из-за пробок. Но без вложений со стороны федерального центра реализация такого крупного проекта невозможна. Селяви.

Урахара Кисуке 7 февраля 2013, 20:53

Сделать рабочий монорельс сложно. Бюджеты пилить проще, выпрашивая деньги на новые "проекты" по улучшению транспортной ситуации. Вот взять хотя бы замечательную широкую шестиполосную окружную в северном.... которая с обеих сторон упирается в двухполосные дороги.

Александръ Михайловичъ 25 марта 2013, 19:22, Изменено: 25 марта 2013, 19:25

А кому нужен то этот монорельс?! это транспорт для крупных аэропортов и выставочных центров типа ВДНХ, а не для трудовых перемещений.

Sergei Zolotyh 13 марта 2013, 21:47

"Фильмом" это назвать даже с большой натяжкой нельзя, но тем не менее - затронутая тема - печаль Воронежа. Если после Великой Отечественной трамвайное движение в городе удалось полностью восстановить за две(!) недели, то чтобы сегодня вернуть трамвай даже двумя годами не обойтись.

Вот и судите - кто нанес Воронежу больший урон - фашисты или собственная городская администрация начала 2000-х годов...

Андрей Яковлев 24 марта 2013, 22:38

Электротранспорт развивать надо иначе задохнемся... Видимо сейчас власти решили пойти по пути Волгограда, где трамваи курсируют как на улице, так и в тоннелях. Метрополитен был бы более серьезным решением проблемы, но вот где взять деньги...

одна автомобильная полоса- 8К человек?! 700 автомобилей в час не хотели?!

Александр Агарков 27 марта 2013, 18:23

Про метро просто забудьте! Челябинск и Омск стали миллионниками ещё при СССР, тогда же начали строить метро, не стало СССР - ни в одном из перечисленных городов метро так и не открылось (оно "как бы" строится, но на деле перспективы слишком долгосрочные)! Воронеж наравне с Пермью и Красноярском стал миллионником уже в двухтысячные и никто вам денег на метро не даст! Единственный город, где открылось метро после СССР - это Казань, но к этому городу у власти особое отношение (да и Татарстан - один из немногих сохранившихся после кризиса регионов-доноров; думаю, если бы Тюмень захотела себе метро - там бы оно тоже было, но им не надо, город не такой большой). В Екатеринбурге успели при СССР открыть, а потом кое-как три станции за 20 лет. Так что, настаивайте на трамвайном варианте (в том числе, скоростные обособленные участки)

Добавить комментарий

Новое на сайте