Фото: ВоронежАвиа
Воронежские власти намерены выкупить у владельца авиакомпании «Полет» Анатолия Карпова авиакомпанию «Воронежавиа». Сейчас у «Воронежавиа» нет ни одного самолета, но на ее балансе находится здание аэровокзала аэропорта Воронеж. Губернские власти неоднократно критиковали бизнесмена за нежелание вкладывать средства в развитие актива, а все их усилия по поиску нового частного инвестора оказались тщетными.
Информацию о том, что правительство области направило основному собственнику «Воронежавиа» Анатолию Карпову предложение о выкупе его акций, подтвердил он сам.
Сейчас с облправительством ведутся переговоры о продаже ему акций «Воронежавиа». Актив для нас непрофильный. Однако до самой сделки дело пока не дошло.
Справка SmartNews
У авиакомпании «Воронежавиа» в настоящее время нет ни одного самолета. Ее главный актив — аэровокзальный комплекс аэропорта Воронеж, в котором «Воронежавиа» оказывают аэропортовые услуги. Авиакомпании «Полет» принадлежит 19,6% акций «Воронежавиа». У бизнесмена Анатолия Карпова есть еще 25,54%. Таким образом, в целом владелец «Полета» контролирует 46% акций «Воронежавиа». В 2012 году пассажиропоток международного аэропорта Воронеж превысил 310 тыс. пассажиров.
Фото: ВоронежАвиа
Региональные власти давно ищут инвестора для воздушных ворот столицы Черноземья, как называет аэропорт губернатор Алексей Гордеев. Их состояние в областном правительстве считают неудовлетворительным. Ранее интерес к активу проявляли российские холдинги «Новапорт» и «Кратос», а также канадская SNC Lavalin и французские Business Bridge и Aeroport Paris Vatry. Но все они отказались от вложений в аэропорт. Как говорят в авиакомпании «Полет», чтобы вложения имели отдачу, необходимо генерировать ежегодный пассажиропоток в 500 тыс. человек.
На недавней встрече с журналистами губернатор Алексей Гордеев жестко раскритиковал владельца «Полета» Анатолия Карпова.
Фото: ВоронежАвиа
Аэропорт в его нынешнем состоянии не может быть лицом города. Мы предлагали собственникам «Воронежавиа» искать инвестора и помогали его искать. Ждали три года. Нет. Тогда мы предложили собственникам выкупить аэропорт в областную собственность. Тоже нет. Они пугали нас перерегистрацией в другой регион. Вообще говоря, нам важно, чтобы в Воронеже была своя авиакомпания. Мы ее готовы и будем поддерживать. Но то, что она контролирует аэропорт, — нонсенс с точки зрения антимонопольного законодательства. Ну нигде такого нет, чтобы аэропорт принадлежал перевозчику.
Состоянием аэропорта недовольны не только власти, но и рядовые воронежцы.
Фото: ВоронежАвиа
Пока не сделают в Воронеже нормальный аэропорт, я буду летать через столицу и всем друзьям тоже самое посоветую, а те — своим друзьям. Объявим, в общем, бойкот.
В аэропорту Воронеж есть полуготовая полоса для приема среднемагистральных лайнеров типа Boeing-757 или Ту-204, но она недоделана. «Полет» вставлял палки в колеса.
Фото: ВоронежАвиа
В «Полете» неофициально сообщили, что Карпов, дав принципиальное согласие на продажу актива, рассчитывает вернуть около 180 млн рублей, которые инвестировал в развитие аэровокзала.
Сам аэропорт Воронеж между тем готовится к началу второго этапа масштабной реконструкции стоимостью 1 млрд рублей. Она предполагает модернизацию 28 мест стоянок для воздушных судов, трех рулежных дорожек, а также оборудования аварийно-спасательного блока. Финансирование реконструкции из федерального бюджета изначально было запланировано на 2015 год. Но губернатор Алексей Гордеев, встречаясь минувшей осенью с помощником президента России Игорем Левитиным, добился переноса сроков реализации проекта с 2015 года на 2013 и 2014 годы.
Как ожидается, в 2013 году Воронежской области в рамках подпрограммы «Гражданская авиация» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» будет выделено 335 млн, а в 2014 году — 700 млн рублей. Впрочем, даже первый этап реконструкции, говорят в «Полете», официально не завершен.
Взлетно-посадочная полоса «Воронежа» находится в федеральной собственности, на балансе ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», а здание аэровокзала — частное. Оно у «Воронежавиа». В идеале реконструкция ВПП и вокзала должны осуществляться синхронно. Правда, выдерживать единую политику модернизации до сих пор не удавалось. К настоящему времени проведены реконструкция периметра, ВПП и светосигнального оборудования. Однако периметр и полоса не прошли приемку со стороны госорганов. В случае если «Воронежавиа» перейдет в собственность области, работы по реконструкции аэропортового хозяйства, по идее, должны ускориться. Тем более что губернатор заручился поддержкой помощника президента. С другой стороны, смогут ли власти оживить актив при дефицитном облбюджете — большой вопрос.
Один из бизнесменов, пожелавший остаться неназванным, заявил корреспонденту SmartNews, что области достанется проблемный актив. Площадка в 19 кв. м, находящаяся на территории аэровокзального комплекса, принадлежит частному лицу, так что ее, возможно, придется выкупать за большие деньги. А тот факт, что Анатолий Карпов согласился избавиться от акций «Воронежавиа», он считает вынужденной мерой. У авиакомпании «Полет» возникли в последнее время финансовые трудности. Она не выдерживает график лизинговых платежей за два Ан-148 воронежского производства.
Что касается «Воронежавиа», то компании только недавно удалось избежать введения процедуры банкротства по иску местных коммунальщиков. Арбитражный суд предложил сторонам уладить дело мировым соглашением. Кроме того, у «Воронежавиа» и «Полета» есть долги по зарплате перед сотрудниками — в общей сложности более 40 млн рублей.
«Воронежавиа», если контрольный пакет акций компании приобретут губернские власти, станет третьим предприятием, которое облправительство выкупает у неэффективных собственников. По аналогичной схеме область получила Семилукский огнеупорный завод и Бутурлиновский ликеро-водочный завод. Сейчас аэропорт Воронеж, в отличие, например, от белгородского, не имеет права принимать самолеты Airbus и Boeing.
Видео
Видео взято у пользователя Дмитрий Галиченко
4 комментария к материалу.