Воронежские власти вместе с современными троллейбусами купили в Белгороде троллейбус ЗиУ-5, который возил пассажиров в середине 1960-х годов. Приобретение и перевозка раритетной машины обошлись в 50 тыс. рублей. ЗиУ-5 установят в виде памятника на территории одного из депо. Таким образом на предприятии «Воронежпассажиртранс» пытаются заручиться поддержкой властей и горожан при сохранении и развитии муниципального транспорта.
На столе у Андрея Зоткина, гендиректора Воронежпассажиртранса, стоит бюст Сталина. Есть у него и портрет Иосифа Виссарионовича. Правда, как признается Зоткин, руки, чтобы повесить Сталина на стену, не доходят.
Есть у него также бюст и портрет Ленина. Зоткин был депутатом облдумы, Воронежпассажиртранс возглавил в 2010 году.
Справка SmartNews
На балансе Воронежпассажиртранса сейчас более 90 автобусов, из которых на линии выходит 60, и 54 троллейбуса. Около 70 автобусов, принадлежащих их водителям, привлекаются со стороны. По оценке компании, она занимает 4,5% рынка городских пассажирских перевозок, а вместе с областным ПАТП-3 доля государственного и муниципального транспорта в Воронеже составляет 6%.
Пока что пополнить троллейбусный парк Воронежпассажиртранса удалось за счет собственных средств предприятия. Притом что в городе была реализована программа развития пассажирского транспорта, рассчитанная на 2009–2013 годы, с общим финансированием более 4 млрд рублей, выполнить ее целком так и не удалось.
Мы начали искать возможности расширить автопарк, в частности разместили объявление на сайте предприятия, связывались с коллегами из других городов. Откликнулись белгородцы. В Белгороде за счет бюджета приобрели 100 троллейбусов. Представляете, 100 штук новых единиц техники для города с населением 370 тыс. человек! А в миллионном Воронеже нечто аналогичное, во всяком случае пока, представить сложно. Так вот, часть троллейбусов при обновлении парка белгородцы намеревались списать. Мы туда съездили, отобрали то, что в нормальном состоянии, и купили восемь подержанных машин. Там же на глаза нам попался раритетный троллейбус марки «ЗиУ-5». Он использовался водителями как кладовка. Возникло желание забрать его к себе и установить на территории депо на улице Космонавтов в качестве памятника.
Фото: Наталья Гребнева
Экскурсию к месту реставрации ЗиУ-5, выпускавшегося на заводе имени Урицкого (сейчас — «Тролза»), корреспонденту SmartNews провел заместитель руководителя компании Николай Образцов. Именно он занимался транспортировкой раритета в Воронеж. Сейчас троллейбус находится в одном из гаражей депо на улице Космонавтов.
ЗиУ-5 оказался шире, чем платформа для его перевозки. Поэтому нам пришлось договариваться с сотрудниками ГИБДД из Курской и Белгородской областей, чтобы они дали нам зеленый свет. К счастью, удалось в два раза сбить цену доставки — до 25 тыс. рублей. В такую же сумму нам обошелся сам троллейбус. Плюс покраска, обновление кресел. По нашим расчетам, машину мы восстановили на 70%.
Видео
Видео: Константин Чаплин/SmartNews
Справка SmartNews
ЗиУ-5 — советский высокопольный троллейбус. Он производился с 1959 по 1972 год. Количество выпущенных ЗиУ-5 превышает 16 тыс. единиц. Он занимал доминирующее положение среди работавших в СССР моделей троллейбусов. Последние ЗиУ-5 были отставлены от работы с пассажирами в середине 1980-х годов.
Андрей Зоткин говорит, что главная цель установки памятника советскому троллейбусу — обратить внимание властей и общественности на проблемы муниципального предприятия, необходимость его сохранения и развития в интересах воронежцев.
С одной стороны, в появлении монумента есть что-то языческое, с другой — что-то такое старое, доброе, советское, а с третьей — святое. Ну, рука же не поднимется приватизировать и передавать в частные руки нормально функционирующее предприятие. Вообще в день открытия памятника, которое пройдет в мае, мы планируем устроить на территории депо большой городской праздник. Хотим открыть депо для экскурсий, чтобы школьники могли посидеть за рулем автобуса или троллейбуса, организовать различные конкурсы. Но конечная цель нашей акции — привлечь на свою сторону общественное мнение. Муниципальный транспорт нужно сохранять и развивать, потому что он выполняет важную жизнеобеспечивающую функцию. Например, когда летом 2010 года под Воронежем горели леса, кто эвакуировал людей с турбаз? Ну, конечно, не частники.
Между тем у руководства предприятия есть серьезные оппоненты. Руководитель областного департамента имущественных и земельных отношений Максим Увайдов, в том числе курирующий на уровне облправительства деятельность муниципальных предприятий, критикует Воронежпассажиртранс за невысокую эффективность.
По его предложению создана специальная рабочая группа из чиновников, чтобы разобраться с проблемами МУПов, а в перспективе запустить их приватизацию. Впрочем, по словам гендиректора Воронежпассажиртранса, предприятие ежегодно наращивает прибыль.
Для популяризации муниципального транспорта в прошлом году мы снизили проезд на троллейбусе до 10 рублей. Тем самым нам удалось в три раза нарастить объемы перевозок. С 2 апреля для тех же целей мы уменьшили стоимость проезда для школьников до 5 рублей. Городская Контрольно-счетная палата пришла к выводу, что работа по тарифам ниже общегородских нанесла предприятию убыток. Но какой убыток, если народ стал ездить в три раза больше? То, что мы делаем, называется, по выражению губернатора Алексея Гордеева, государственным подходом к муниципальной собственности. На мой взгляд, нашему предприятию нужно расширять долю присутствия на рынке, наращивая парк, и здесь без участия бюджета не обойтись.
Это хорошая идея. Троллейбус, между прочим. один из самых экономных и экологически чистый транспорт в мире.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе