Потомки русских арктических старожилов в Якутии добиваются включения их в федеральный перечень коренных малочисленных народов Севера, чтобы получить квоты на вылов рыбы и льготы на обучение детей. Пока их права подтверждены только на территории Якутии. С федеральной точки зрения возник правовой нонсенс: русские в России добиваются признания себя малым народом Севера.
В Якутске на днях отметили 375-летний юбилей села Русское Устье. Сейчас в селе проживает около 400 человек, основное занятие которых — рыболовство. В череде мероприятий состоялись не только традиционные в таких случаях выставки, презентации, концерты, но и Всероссийская научная конференция и круглый стол.
На конференции ученые обсуждали современное состояние и перспективы развития языка малочисленных народов Севера, этнокультурное и социальное их развитие. За круглым столом разговор о правовом статусе и этнической идентичности арктических русских старожилов был продолжен. Дело в том, что ситуация с арктическими русскими старожилами, куда входят русскоустьинцы и походчане (тоже малочисленное русское население в низовьях Колымы. — Ред.), в правовом отношении до сих пор не устоялась.
Справка SmartNews
Первое упоминания о Русском Устье в исторических документах относится к 1638 году, когда тобольский казак Иван Ребров со своим отрядом прибыл в эти края и основал в устье реки Индигирки два острога. Но есть сведения, что поселения в этих местах существовали и раньше. Местный писатель-краевед Алексей Чикачев в свое время высказал версию о новгородских корнях русскоустьинцев. На это указывает и сохранившийся местный фольклор. В XVI веке, спасаясь от «горя-злосчастья» при правлении Ивана Грозного, добрались они на кочах по Ледовитому океану и основали там поселения, в последующем смешавшись с местным населением, однако сохранив при этом русское самосознание и православную веру. О Русском Устье широко узнали в России и Европе благодаря уникальным материалам, собранным Владимиром Зензиновым, членом ЦК партии эсеров, который в 1912 году отбывал в этом селе политическую ссылку (впоследствии он стал профессором одного из американских университетов). В своей книге «Старинные люди у холодного океана» Зензинов подробно описывает прошлое Русского Устья, его хозяйство и быт, нравы и обычаи, обряды и верования.
С одной стороны, принятый в 2004 году республиканский закон распространяет на них действие федерального закона о коренных малочисленных народах Севера, но при этом в федеральный перечень КМНС они не включены, чего в последнее время активно добиваются.
Мы уже сколько веков живем на Севере, а не являемся коренными жителями, не пользуемся теми льготами, которые есть для коренных малочисленных народов Севера. Если отнесут (к КМНС. — Ред.), это даст льготы на вылов рыбы для населения, для личного потребления. Это очень много значит для нас. У нас часто возникают проблемы, приезжают с инспекции рыбной и говорят: «Вы не имеете права рыбачить». Потом, конечно, — льготы детям при поступлении на учебу.
Жители села считают, что правовой статус коренных малочисленных народов севера нужен не столько для преференций со стороны государства, сколько для того, чтобы сохранить исконные традиционные навыки, которые уже теряются.
Вот этими запретами на традиционный вид — рыбодобычу — у нас практически затерялся интерес к собаководству. У нас нет ездового собаководства, оно пропало, потому что, чтобы собаку содержать, упряжку 12 собак, нужно в год 4 тонны несортовой рыбы. А мы сейчас не можем столько выловить. Проблема даже семью обеспечить рыбой.
В свое время правового статуса коренных народов севера русскоустьинцы добились одними из первых в России. Был принят республиканский закон, но его действие, распространяющее положение федерального закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов на русских старожилов Арктики, ограничено только территорией Якутии.
Вопрос включения русских арктических старожилов в федеральный перечень — необходимость, которая может защитить их экономический уклад, считают и сами старожилы, и местные власти.
Современные условия природопользования, землепользования с введением аукционов и тендеров на землю сейчас диктуют нам совершенно иные условия, в которые поставлены и русские арктические старожилы по рыболовству. То есть их территории и не защищены федеральным перечнем, в отличие от территорий миграции по оленеводству и так далее. И они могут привести к участию этих территорий в аукционах на федеральном уровне. Арктические старожилы даже не будут знать о том, что осуществляется распределение их рыболовных участков, и, даже зная, они не смогут участвовать в этих тендерах, потому что там будут заявлены определенные суммы, которые они по своему положению не смогут предоставить.
Кем сегодня считают себя русские старожилы? Ответ на этот вопрос отчасти могли дать результаты научных экспедиций, которые были проведены в прошлом году и этим летом в Русском Устье и Чокурдахе.
Я со своей стороны подтверждаю, что это смешанное население. Сформировалось в результате смешения русских с аборигенным населением, но европейский компонент преобладает. Русскоустьинцы относятся к одной из локальных групп русского народа, отчего и не отказываются, собственно говоря, они сами.
Именно определение русскоустьинцами себя как русских формально мешает считать их коренным малочисленным народом Севера. Получается нонсенс — в России русский народ считать малочисленным народом Севера. При этом сами русскоустьинцы от своего названия отказываться категорически не хотят.
Приставка эта — «русскоустьинцы», с которой мои земляки никогда не расстанутся. Если можно было бы обойтись без этой формальности и просто дать права как аборигенному народу! Ну, есть же исключения из правил.
Ученые по-своему видят решение этой проблемы. Они советуют русскоустьинцам последовать марковцам и камчадалам, которые в свою очередь примкнули к родственным аборигенным народам и были включены в федеральный перечень.
Может, стоить поработать над самоназванием. Но это не работа ученых, к этому должны прийти сами арктические русские старожилы, потому что самый основной момент включения их в перечень — это их самоидентификация.
Так что проблемы отнесения русских арктических старожилов, судя по последним исследованиям и тенденциям, надо рассматривать не только в призме чисто правовых и политических отношений, но, скорее всего, придется проработать и другие вопросы.
Видео
Русскоустьинцев в регионах России не забывают. Отправляют подарки, принимают оттуда делегации школьников. Однако проблема останется нерешенной
Видео: NovgorodTVnews/youtube.com
Они имеют на это полнейшее право. Ведь разные малые народы, которые пользуются такими правами, переселились на свои земли или спустились с гор гораздо позже, чем русские поселились в Арктике.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе