Приемы те же. В Ярославле открылась выставка рекламы XIX века

8
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Олег Бурмистров/SmartNews

В Ярославле открылась выставочная экспозиция под названием «ЯрмаНка». Впервые посетители смогли ознакомиться не только с торговым оборудованием, которым пользовались крупные купцы и мелкие торговцы XIX века, но и с технологиями маркетинга и рекламы того времени.

Выставки, посвященные ярославскому купечеству и ярмарочной торговле, проводятся в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике регулярно. Безмены и гири, меры винные, корзины, ушаты, короба, маслобойки, пряничные доски, деревянные детские игрушки — всё, чем пользовались ярмарочные торговцы, и все товары, которые сохранились до наших времен.

Отличительная особенность открывшейся экспозиции — демонстрация креативных методов маркетинга и рекламы, которые в XIX веке купцы использовали для продвижения своих товаров. 

Каждый раз наши сотрудники невольно отмечают сходство старинных традиционных приемов и современных торговых и рекламных технологий. Естественно, возникла идея акцентировать на этом внимание наших гостей.

Мирослава Стецюк, заведующая отделом информации Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника, SmartNews

На взгляд современных специалистов, рекламные технологии за прошедшие годы изменились мало. Сегодня в каждом современном крупном торговом центре предусмотрены закусочные и кафе, игровые комнаты для детей, нередко и кинозалы. Интересно, что те же самые методы привлечения покупателей использовали и устроители ярмарок 200 лет назад. Каждую ярмарку непременно сопровождали скоморохи, кукловоды, балаганы, цирковые труппы, а позднее и синематограф. По ярмаркам ходили лоточники со сладостями, разносчики книг (офени), торговцы мелкими игрушками и ярмарочными сувенирами. Устраивались всевозможные игры, конкурсы и кулачные бои.

Самую низшую ступень торгового, в том числе и ярмарочного, мира представляли собой разносчики товара. Роль и вывески, и рекламы для них выполнял «крик» — особые присловья, с которыми разносчик продавал свой товар. Конечно, сегодня составить представление о таком «маркетинговом ходе», как зазывания ярмарочных торговцев, можно только по книгам. 

Разносчики торговали либо с лотка, либо вразнос — «на крик», причем у каждого была своя манера «кричать», и люди в домах, даже не слыша слов, могли отличить мороженщика от сбитенщика, зеленщика от торговца рыбой и т. д.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Олег Бурмистров/SmartNews

В экспозиции представлены образцы маркетингового и рекламного искусства XIX века: упаковка для бакалейных товаров (конфет, пряников), фарфоровые и жестяные емкости, в которых продавались чай и кофе, всевозможные вывески, афиши и рекламные объявления, которые печатали газеты XIX века и которыми купцы украшали свои лавки.

Уведомляю господ покупателей, что для Великого поста мною заново отделаны калачные и бараночные печи. Мастера привезены из Москвы. Горячие сушки, баранки и Московские калачи будут выходить пять раз в день.

С почтением А. И. Белоусов

Объявление в газете «Губернские ведомости», из экспонатов выставки

Реклама же индийского чая — просто поэма. Сюжет таков. Мужики пили водку, разорились, а некий Иван Голован подсказал идею: пейте индийский чай, и все у вас наладится. Оригинальный текст — с ерами и ятями и состоит более чем из 20 четверостиший, а в современном сокращенном варианте выглядит так:

Ведь бедно-то вы живете

Оттого, что водку пьете….

Бросьте вы отраву эту…

Я скажу вам по секрету,

Чем то зелье заменить.

Чтобы жить да не тужить.

Есть в продаже чай индийский

Пусть запомнит люд российский…

Имя автора этого рецепта счастья история не сохранила.

Видео

Автор видеоролика — Олег Бурмистров, для SmartNews

В постоянной рубрике «Торговые новости» газета «Губернские ведомости» дала обзор текущих цен на товары, которые способны поразить современного покупателя.

Средняя цена картофеля в прошлое лето от 80 копеек до 1 рубля серебром за четверть, огурцы от 5 копеек до 1 рубля серебром за 1000 штук.

В Угличе на ярмарке в селе Новом рожь продавали по 2 рубля 60 копеек серебром за четверть.

Объявление в газете «Губернские ведомости», из экспонатов выставки

На выставке экспонировались и образцы документов, регулирующих торговую деятельность.

Свидетельство

выдано сие из Ярославской городской управы

2-й гильдии купцу Егору Петровичу Анкудимову

удостоверено в том, что ему в течение 1874 года за внесение в пользу города по раскладке депутатов акциза 162 рубля 50 копеек, процентный сбор от сумм и уездные земские повинности предоставляется право содержать на Казанской улице трактир.

Свидетельство на право содержания трактира, из экспонатов выставки
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Олег Бурмистров/SmartNews

На этом же документе — ссылка на положение 1861 года о трактирных заведениях, согласно которому владелец обязан иметь вывеску и уличный фонарь, может сдавать комнаты для приезжих, продавать кушанья на месте и на вынос и «только на месте распивочно виноградные вина, спиртные напитки, портер, пиво и мед, исключительно на месте табак и сигары».

Особо повеселили посетителей музея афиши: 

С дозволения начальства

Итальянский цирк

в воскресенье 9 июля 1889 года

большое увеселительное представление

куплетиста и рассказчика

Ф.А. Михайлова

с раздачей публике 15 бесплатных подарков из мельхиоровых, фарфоровых и серебряных вещей.

Главный подарок — живая корова.

Между номерами исполнены будут жокейская езда, трудныя эквилибристические упражнения.

Афиша цирковой труппы, из экспонатов выставки

Последнее чудо изобретательности

на время ярмарки

всемирно известный синематограф Эдиссона.

Будут показаны новости из Парижа, Берлина и Лондона.

Пребывание Их императорских величеств на маневрах во Франции в 1898 году.

Бои быков в Мадриде.

Билеты сидеть 30 копеек, стоять 12 копеек.

Афиша синематографа, из экспонатов выставки

Справка SmartNews

В XVII веке на территории Ярославской области, близ не существующего ныне города Мологи, проводилась крупнейшая в России ярмарка. В XVIII и XIX веках лидерство перешло к Нижегородской ярмарке, где бывало до 100 тыс. человек в день. В Ярославском же регионе наиболее известной оставалась ярмарка в Ростове Великом. По сообщению газеты «Ярославские губернские ведомости», в 1851 году на нее привезли российских товаров, главным образом тканей, на 6 307 480 рублей, из них продано на 4 506 465 рублей, плюс иностранных товаров на 3 561 260 рублей, из них продано на 2 641 260 рублей. Масштабы ярмарочной торговли были сопоставимы с международными выставками, проводимыми в те времена.

Видео

Автор видеоролика — Олег Бурмистров, для SmartNews

Разумеется, тема далеко не исчерпана, и я уверена, что наши историки продолжат исследования в этом направлении.

Ольга Троицкая, ученый секретарь музея, SmartNews

Приятно ознакомиться с творчеством наших коллег и предшественников, работавших 150 лет назад. Но я ожидала, что выставка будет более информативной и познавательной.

Анна Аникина, сотрудница рекламного агентства, SmartNews

Автор

Олег Бурмистров

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Наталья Соловьева

Новое на сайте