В Ярославле открылась выставочная экспозиция под названием «ЯрмаНка». Впервые посетители смогли ознакомиться не только с торговым оборудованием, которым пользовались крупные купцы и мелкие торговцы XIX века, но и с технологиями маркетинга и рекламы того времени.
Выставки, посвященные ярославскому купечеству и ярмарочной торговле, проводятся в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике регулярно. Безмены и гири, меры винные, корзины, ушаты, короба, маслобойки, пряничные доски, деревянные детские игрушки — всё, чем пользовались ярмарочные торговцы, и все товары, которые сохранились до наших времен.
Отличительная особенность открывшейся экспозиции — демонстрация креативных методов маркетинга и рекламы, которые в XIX веке купцы использовали для продвижения своих товаров.
Каждый раз наши сотрудники невольно отмечают сходство старинных традиционных приемов и современных торговых и рекламных технологий. Естественно, возникла идея акцентировать на этом внимание наших гостей.
На взгляд современных специалистов, рекламные технологии за прошедшие годы изменились мало. Сегодня в каждом современном крупном торговом центре предусмотрены закусочные и кафе, игровые комнаты для детей, нередко и кинозалы. Интересно, что те же самые методы привлечения покупателей использовали и устроители ярмарок 200 лет назад. Каждую ярмарку непременно сопровождали скоморохи, кукловоды, балаганы, цирковые труппы, а позднее и синематограф. По ярмаркам ходили лоточники со сладостями, разносчики книг (офени), торговцы мелкими игрушками и ярмарочными сувенирами. Устраивались всевозможные игры, конкурсы и кулачные бои.
Самую низшую ступень торгового, в том числе и ярмарочного, мира представляли собой разносчики товара. Роль и вывески, и рекламы для них выполнял «крик» — особые присловья, с которыми разносчик продавал свой товар. Конечно, сегодня составить представление о таком «маркетинговом ходе», как зазывания ярмарочных торговцев, можно только по книгам.
Разносчики торговали либо с лотка, либо вразнос — «на крик», причем у каждого была своя манера «кричать», и люди в домах, даже не слыша слов, могли отличить мороженщика от сбитенщика, зеленщика от торговца рыбой и т. д.
В экспозиции представлены образцы маркетингового и рекламного искусства XIX века: упаковка для бакалейных товаров (конфет, пряников), фарфоровые и жестяные емкости, в которых продавались чай и кофе, всевозможные вывески, афиши и рекламные объявления, которые печатали газеты XIX века и которыми купцы украшали свои лавки.
Уведомляю господ покупателей, что для Великого поста мною заново отделаны калачные и бараночные печи. Мастера привезены из Москвы. Горячие сушки, баранки и Московские калачи будут выходить пять раз в день.
С почтением А. И. Белоусов
Реклама же индийского чая — просто поэма. Сюжет таков. Мужики пили водку, разорились, а некий Иван Голован подсказал идею: пейте индийский чай, и все у вас наладится. Оригинальный текст — с ерами и ятями и состоит более чем из 20 четверостиший, а в современном сокращенном варианте выглядит так:
Ведь бедно-то вы живете
Оттого, что водку пьете….
Бросьте вы отраву эту…
Я скажу вам по секрету,
Чем то зелье заменить.
Чтобы жить да не тужить.
Есть в продаже чай индийский
Пусть запомнит люд российский…
Имя автора этого рецепта счастья история не сохранила.
Видео
Автор видеоролика — Олег Бурмистров, для SmartNews
В постоянной рубрике «Торговые новости» газета «Губернские ведомости» дала обзор текущих цен на товары, которые способны поразить современного покупателя.
Средняя цена картофеля в прошлое лето от 80 копеек до 1 рубля серебром за четверть, огурцы от 5 копеек до 1 рубля серебром за 1000 штук.
В Угличе на ярмарке в селе Новом рожь продавали по 2 рубля 60 копеек серебром за четверть.
На выставке экспонировались и образцы документов, регулирующих торговую деятельность.
Свидетельство
выдано сие из Ярославской городской управы
2-й гильдии купцу Егору Петровичу Анкудимову
удостоверено в том, что ему в течение 1874 года за внесение в пользу города по раскладке депутатов акциза 162 рубля 50 копеек, процентный сбор от сумм и уездные земские повинности предоставляется право содержать на Казанской улице трактир.
На этом же документе — ссылка на положение 1861 года о трактирных заведениях, согласно которому владелец обязан иметь вывеску и уличный фонарь, может сдавать комнаты для приезжих, продавать кушанья на месте и на вынос и «только на месте распивочно виноградные вина, спиртные напитки, портер, пиво и мед, исключительно на месте табак и сигары».
Особо повеселили посетителей музея афиши:
С дозволения начальства
Итальянский цирк
в воскресенье 9 июля 1889 года
большое увеселительное представление
куплетиста и рассказчика
Ф.А. Михайлова
с раздачей публике 15 бесплатных подарков из мельхиоровых, фарфоровых и серебряных вещей.
Главный подарок — живая корова.
Между номерами исполнены будут жокейская езда, трудныя эквилибристические упражнения.
Последнее чудо изобретательности
на время ярмарки
всемирно известный синематограф Эдиссона.
Будут показаны новости из Парижа, Берлина и Лондона.
Пребывание Их императорских величеств на маневрах во Франции в 1898 году.
Бои быков в Мадриде.
Билеты сидеть 30 копеек, стоять 12 копеек.
Справка SmartNews
В XVII веке на территории Ярославской области, близ не существующего ныне города Мологи, проводилась крупнейшая в России ярмарка. В XVIII и XIX веках лидерство перешло к Нижегородской ярмарке, где бывало до 100 тыс. человек в день. В Ярославском же регионе наиболее известной оставалась ярмарка в Ростове Великом. По сообщению газеты «Ярославские губернские ведомости», в 1851 году на нее привезли российских товаров, главным образом тканей, на 6 307 480 рублей, из них продано на 4 506 465 рублей, плюс иностранных товаров на 3 561 260 рублей, из них продано на 2 641 260 рублей. Масштабы ярмарочной торговли были сопоставимы с международными выставками, проводимыми в те времена.
Видео
Автор видеоролика — Олег Бурмистров, для SmartNews
Разумеется, тема далеко не исчерпана, и я уверена, что наши историки продолжат исследования в этом направлении.
Приятно ознакомиться с творчеством наших коллег и предшественников, работавших 150 лет назад. Но я ожидала, что выставка будет более информативной и познавательной.