На специально созданном сайте knig100.spb.ru проходит голосование по выбору 100 книг для школьного внеклассного чтения. Идея подобного списка книг была предложена Владимиром Путиным в предвыборной статье по национальному вопросу. То есть это не просто сотня произведений художественной литературы, а «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых к самостоятельному чтению», как гласит «шапка» сайта. Интернет-проектом занимается Санкт-Петербургский государственный университет по заказу Министерства образования и науки.
Весной этого года в регионах проводился опрос, в результате которого каждый регион (плюс, например, Министерство культуры РФ) представил свой список, после чего экспертный совет отобрал 213 книг. Из них посредством интернет-голосования надлежит выбрать финальную сотню. Голосование и завершится 7 августа.
Похоже, что этот проект — скорее повод для общественной дискуссии об отечественной литературе, нежели большое событие в сфере школьного образования. Ведь список-то необязательный — хочешь читай, не хочешь — не читай. Зато появилась возможность поспорить о том, какая книга важнее — для воспитания, образования и т. п. Кстати, народным фаворитом оказался роман «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.
На форуме сайта идет бурное обсуждение, из которого становится ясно, что получившийся 7 августа «топ 100» вряд ли окажется финальным списком внеклассной программы для старшеклассников. Много критики — от абстрактной до детальной. От внимания некоторых комментаторов ускользает тот факт, что обсуждаются только российские книги.
Не понимаю, почему в документах говорят о списке из 100 книг которые должен прочитать каждый, а составляют список отечественной литературы. Неужели История Карамзина (которая не совсем отечественная и не совсем литература) будет полезнее чем 451 градус, Маленький Принц или Цветы для Элджерона? Кто решил, что это должен быть список из 100 книг отечественной литературы за минусом книг обязательной программы? Как обычно пытаются с водой выплеснуть ребенка. При реализации здравой идеи ознакомить школьников с достойной литературой создается ограниченный список книг. Когда из предложенных 200+ книг отсеется половина школьникам представят список из 100 как бы лучших книг в составе которых будут Старик Хоттабыч, Герцен, записки Ермолова и Житие протопопа Аввакума.
Сергей, knig100.spbu.ru
К изучению предлагается даже Кастанеда.
Карлоса Кастандену но(!!!) не раньше чем ребёнок перейдёт класс в 10ый,так как произведения этого автора хть и достойные но уж слишком влияют на неокрепшие умы.
Много недовольных составленным экспертами списком, много желающих его дополнить.
Удивлен, что нет М. Горького! Считаю нужным включить в список "Детство.", "В людях", "Мои университеты" (лучше все, конечно) Эти произведения гораздо полезней и понятней для подростка, чем его поэмы в прозе и рассказы, на мой взгляд. Ну и Стругацких я бы выбрал "Гадкие лебеди" и актуальный "Обитаемый остров", вместо "Понедельника...".
Предлагаю такие книги, чтение которых в детстве сформировало меня как личность (этих книг не увидел в предложенном списке для голосования): Алексей Югов "Ратоборцы", Н.Н. Яковлев "1 августа 1914", Новиков-Прибой "Цусима", Константин Седых "Даурия", Константин Рокоссовский "Солдатский долг", В. И. Немирович-Данченко "Скобелев", Былины и песни, собранные Киршей Даниловым; В. Д. Иванов "Русь изначальная", А. С. Иванов "Вечный зов", Н. Я. Данилевский "Россия и Европа", И. Р. Шафаревич "Русофобия", И. Р. Шафаревич "Социализм как явление мировой истории", Сергей Семанов "Под чёрным знаменем, или жизнь и смерть Нестора Махно", А. Д. Знаменский "Красные дни".
Из реплики модератора ясно, что об окончательном списке говорить еще рано.
Огромное спасибо всем, кто работает в этой части форума. У нас еще полгода на разработку модели работы со списком, очевидно, что в 100 мы не вписываемся, очевидно, что он будет вариативным, ясно, что осенью надо собираться с заинтересованными людьми (в начале ноября в СПб будет конференция. например) и обсуждать программу и стратегию работы. Все идеи будут обобщаться и доводиться до активных и заинтересованных участников. Только хочу обратить внимание, что проект направлен на старшеклассников, отличных списков для младших и подростков - у нас в стране немало; библиотекари, например, имеют несколько очень симпатичных версий.
Обсуждение идет не только на форуме сайта.
В любом случае, "Двенадцать стульев", "Человек-амфибия", "Алые паруса" и баллады Высоцкого - это огромный прогресс от лагерных Солженицына и Шаламова, унылых эмигрантов и дворянских нытиков. Это книги, которые интересно читать, тем более - подросткам. Они могут выработать привычку читать и искать интересные книги.
Как человек, которые не любит Ильфа и Петрова, Высоцкого и Окуджаву, книги о войне, да и приключенческие-нефэнтези тоже не особо, я тихо радуюсь, что меня уже и не заставят их читать...
«Филологи может объяснят выбор, но мне он показался каким-то странным и неровным. При всем уважении к Улицкой, но давать в школе "Медею"? "Петербург" Белого с моей т.з. вещь весьма на любителя. Честно признаюсь, я ее одолела до конца только потому, что мой любимый Даниил Саныч играл в этом спектакле. Я как-то сомневаюсь, что у современных школьников будет такая же морковка, как у меня. Что-то не нашла в списке Александра Сергеевича и Михаила Юрьевича. В то время как там настоящее засилье Федора Михайловича и Набокова. Имхо, но Набокова читать надо уже после школы. То же относится и к Солженицыну.
Зато понравилось, что не забыли Ивана Ефремова, Высоцкого, Грина, Стругацких, Олешу».
...мне хочется материться. Коего дьявола там делает "Остров Крым"? И "Выбранные места из переписки с друзьями"? "Сотников"? "Дети Арбата"? Какой ещё Лев Гумилёв в школе? Зачем столько исторических книг - если это список чистой литературы? А "Чевенгур"? "Архипелаг ГУЛАГ" и "Верный Руслан"... И совершенно откровенная направленность на подчёркивание красного террора. В лоб.
Сетевые дискуссии показывают, что люди по-разному представляют себе цель составления этого списка книг. А что касается «Двенадцати стульев», то произведение оно, безусловно, очень поучительное, но, кажется, не совсем из тех книг, которые имел в виду президент.
— Мне кажется, что этот список так или иначе будет свидетельствовать о том, какие книги и авторы имеют шанс войти в стихийно создаваемый новый канон. Ведь туда, насколько я понимаю, попадают в числе прочего и совсем новые писатели, причем иногда с довольно неожиданными произведениями. Впрочем, каким бы ни оказался список, с точки зрения множества людей он все равно будет совершенно неправильным. Я считаю, что задача проекта будет выполнена, если он хоть в какой-то мере поспособствует возрождению чтения как такового. Если же нет, то вопрос о том, что конкретно рекомендовано, не имеет большого значения.
1 комментарий к материалу.