Свердловские депутаты решили поддержать местных ремесленников-предпринимателей. Согласно новому закону, который сейчас рассматривается в региональном парламенте, всем народным умельцам будут предоставлены различные льготы: на местном уровне освобождение от налогов на имущество, землю, пониженная ставка страховых взносов, а на федеральном — освобождение от НДС и предоставление права на государственные субсидии.
В конце августа в старинном уральском городе Ирбите Свердловской области прошла десятая с момента возрождения в 2002 году Ирбитская ярмарка, которая неожиданно оправдала свой юбилейный статус. Количество торговых мест по сравнению с 2011 годом выросло в полтора раза. В ярмарке приняли участие около 400 участников. Теперь местные депутаты всерьез задумались о ребрендинге народно-художественных промыслов в регионе, надеясь, что это не только будет полезно для сохранения самобытного культурного лица региона, но и внесет свой вклад в увеличение бюджета области.
Народные промыслы на Среднем Урале фактически утеряны, да. Тагильская роспись по металлу практически умерла — цех по эмали посуды прекратил существование как непрофильное производство, от знаменитых «Тагильских подносов» остались только мелкие мастерские. Да и качество подносов уже не то: их изготавливают по китайским штампам, собственные в 90-е годы были распроданы или сданы в металлолом. Закрылась и основанная самим Татищевым фабрика «Уральские самоцветы»…
Между тем интерес у людей к народным промыслам есть: только на керамическую фабрику приезжает в год до 20 тыс. туристов плюс иностранные делегации. Дело еще подает признаки жизни. И это главное.
На Среднем Урале восемь традиционных художественных промыслов: камнерезно-гранильное и ювелирное производство, художественная ковка, колокололитейное дело, лаковая роспись по металлу, деревообрабатывающие промыслы, производство изделий из художественной керамики и фарфора. Еще в 1999 году областное правительство утвердило перечень так называемых мест традиционного бытования художественных промыслов. Их девять: Екатеринбург, Нижний Тагил, Сысерть, Богданович, Асбест, Туринск, Артемовский, Нейво-Шайтанский рабочий поселок, село Бутка. Но, несмотря на это, многие виды промыслов уже сошли на нет. По сути, в регионе осталось лишь два стабильных предприятия народных промыслов.
Чиновники изучили опыт развития промыслов и ремесленничества в других регионах. Выяснилось, что есть хотя и немногочисленные, но успешные примеры. Законы, предусматривающие финансовую и иную поддержку народных умельцев, приняты в 33 субъектах РФ, правда, далеко не везде они эффективны. Кое-где предприятия освобождают от земельного налога, предоставляют бюджетные субсидии, льготы по налогам на имущество и на прибыль в пределах региональной составляющей. В Рязанской и Вологодской областях и Татарстане приняты региональные целевые программы поддержки ремесленных организаций. Кстати, там регулярно возят туристов по местам традиционного бытования художественных промыслов.
Видео
Максимально комплексно народные промыслы поддерживают, по мнению свердловских депутатов, лишь в трех субъектах РФ: Кировской и Нижегородской областях и Республике Дагестан. Так, в Нижегородской области умельцам помогают не только материально, но оказывают и маркетинговое содействие. Помимо того что местные власти частично возмещают предприятиям затраты на электроэнергию и газ и компенсируют часть процентной ставки по кредитам, здесь также создали оптово-розничную сеть для реализации изделий художественных промыслов, проводят профильные конкурсы и фестивали, следят за пополнением выставочной экспозиции местных ремесленников, помогают им принимать участие в российских и международных выставках и и т.д. Вятских умельцев-новичков поддерживают микрокредитами (до 500 тыс. рублей), а действующих предпринимателей — льготными кредитами в размере до 1 млн рублей.
Власти Удмуртии делают акцент на возрождении забытых промыслов. По всей республике создана сеть центров и домов ремесел, причем без особых дополнительных затрат: они появились вместо закрытых сельских клубов, задействованы освободившиеся штатные единицы.
По отличному от других пути пошла Архангельская область, где пытаются сохранить народные промыслы с помощью территориального общественного самоуправления на селе. Правительство региона субсидирует ТОС на конкурсной основе: запрашиваемая сумма из областного бюджета на реализацию одного проекта не должна превышать 70 тыс. рублей, а из муниципального — 35 тысяч.
― На протяжении многих лет численность мастеров и художников народных промыслов падает, падают и объемы производства в этой сфере. И основная причина — это, несомненно, отсутствие инфраструктуры рынка. На всю Россию всего 2‒3 специализированных магазина. Как бы мы ни пытались исправить ситуацию и какие бы документы ни составляли, пока это самый главный вопрос. Мы в рыночной экономике живем, и наша отрасль пока что к этой рыночной экономике не подошла. Поэтому сейчас главная задача — создание инфраструктуры рынка, прежде всего в Москве, где реализуется более половины всей выпускаемой продукции, и потом, конечно, по регионам. Ну, кроме этого, нам, конечно, сейчас нужно провести полное техническое перевооружение предприятий народных промыслов.
Ребрендинг местных народных промыслов планируют и подмосковные власти.
В 2013–2014 годах, по словам министра культуры Московской области Антона Губанкова, в регионе организуют показ модной одежды по мотивам гжели, поставят балет в стилистике федоскинской лаковой миниатюры, а также проведут фестиваль матрешек международного масштаба.
Речь идет и о новом ассортименте продукции, и о формировании некоего пула событий. Мы за интересные сочетания традиционной и современной эстетики. Тем самым мы хотели бы сделать народные промыслы ближе к современному молодому потребителю.
По словам Губанкова, власти готовы на софинансирование негосударственных проектов в этой сфере. Всего, согласно программе «Развитие сферы культуры на территории Московской области на 2013–2015 годы», на народные промыслы выделено 150 млн рублей. Как записано в документе, эти проекты должны послужить «повышению толерантности в обществе и патриотическому воспитанию детей и молодежи».
Тем временем специалисты по ребрендингу полагают, что подобные меры не принесут реальной пользы. По мнению члена Гильдии маркетологов Николаса Коро, подмосковным властям лучше вложиться в развитие в местах традиционных промыслов туристических городков с ресторанами, отелями и т. п.
Подобные проекты при поддержке властей реализуются в Европе, в том числе во Франции и Литве. Хотя некоторые эксклюзивные проекты все же имеют смысл. Например, для гжели подойдут элементы ванных комнат, саун, кафельные полы в холлах, для федоскинской миниатюры — аксессуары, в том числе украшения и пояса. Но на реализацию каждого такого проекта потребуется около пяти лет и десятки миллионов рублей ежегодно.
Эксперты в области культуры полагают, что ребрендинг местных промыслов может сделать русское народное искусство модным. Член комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия Андрей Дементьев уверен, что ребрендингу с привлечением бюджетных средств стоит подвергнуть также традиции павловопосадской платочной мануфактуры, богородской резной деревянной игрушки и хотьковской резной кости.
Видео
Справка SmartNews
SmartNews подготовил топ-3 самых именитых русских ремесел, упоминание которых не один век прочно ассоциируется с Россией.
Прославленный русский художественный промысел, существующий с 1825 года. Творцами красочных расписных подносов были простые крестьяне. Они принесли в лаковую живопись яркость красок, простоту и доходчивость образов, меткость характеристик, четкость рисунка. Сейчас жостовские подносы известны во всем мире и ассоциируются с художественным вкусом и самобытностью русских мастеров.
Павловопосадские платки и шали
Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих самобытную традиционную культуру Руси, особое место занимают платки и шали из подмосковного города Павловский Посад. За более чем двухсотлетнюю историю на Павловопосадской мануфактуре сложилась единственная в своем роде школа платочного рисунка, благодаря которой сохраняются традиции и оттачивается мастерство художников. Ежегодно Павловопосадская платочная мануфактура выпускает около 400 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка.
Подмосковное местечко Гжель издавна славится своим уникальным фарфором с необычной кобальтовой подглазурной ручной росписью. Сегодня гжельская керамика известна во всем мире. История промысла начинается в XVII‒XVIII веках. Сейчас гжельский фарфор со своей характерной росписью в сине-белых тонах пользуется спросом не только в нашей стране, за рубежом он также известен. Фирменные магазины работают в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Париже.