Российский кинорежиссер Карен Шахназаров высказал предложение о возращении экзамена по литературе в школы. Президент Владимир Путин назвал эту инициативу «очень важной», а министр образования и науки пообещал в ближайшее время проработать вопрос. Читатели SmartNews не остались в стороне и высказали свое мнение по этому поводу.
Карен Шахназаров, российский кинорежиссер и гендиректор киноконцерна «Мосфильм», на заседании Совета по культуре и искусству при президенте РФ предложил вернуть в школы экзамен по литературе. Кроме того, по его мнению, курс классической русской литературы должен преподаваться во всех средних и высших учебных заведениях страны. Президент России Владимир Путин идею одобрил, назвав ее «очень важной», и поручил министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову в ближайшее время заняться проработкой данного вопроса.
Литература — один из важнейших и жизненно необходимых предметов гуманитарного цикла. Для объективности скажу, что в старших классах непрофильного обучения вместе с двумя часами русского языка идут три часа литературы. Соответственно, у школьников вполне есть возможность освоить программу и приобщиться к мировой культуре.
Но никакой экзамен по литературе не заставит ребенка читать больше книг, не поднимет интереса к предмету, — это задача учителей. А что касаемо сленга, то известно множество примеров, подтверждающих, что языки обыкновенно идут в сторону упрощения, нередки и заимствования. Однако сленг — удел разговорной речи, письменная же речь не испытает на себе это воздействие. Потому паника излишняя. А формат экзамена не повлияет на качество знаний.
Кстати, в наше время проводится достаточно много литературных конкурсов для молодежи, в том числе и с участием известных литературных критиков. Как правило, среди юных авторов есть очень много талантливых молодых людей.
Споры о возращении экзамена по литературе начались давно. Однако о том, в какой форме он может быть представлен в школьной программе, говорить сложно. Сегодня русский язык и литература объединены. С 2009 года от традиционного выпускного сочинения осталось 200 слов в заданиях ЕГЭ по русскому языку. Как отметил на заседании Шахназаров, «у Ильфа и Петрова негры из племени людоедов знали на сотню слов больше требуемых от современного выпускника». Несколько лет назад курс литературы сократили с пяти до двух часов в неделю. Зачастую это время используется учителями на подготовку старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку.
Если же экзамен по литературе будут сдавать отдельно, то он станет четвертым обязательным экзаменом в выпускных классах. По новому стандарту к ЕГЭ по русскому и математике в самом ближайшем будущем добавится иностранный язык.
Произвольно выделять литературу как особый предмет на экзаменах, думаю, незачем, потому что этим мы подменяем цель преподавания литературы в школе — неправильно пугать учеников необходимостью сдачи теста на выразительную речь, а надо бы на уроках литературы на примерах хороших текстов прививать вкус к такой речи, чтобы учащиеся могли сами почувствовать ценность емкого и красиво звучащего слова. В идеале я вижу предмет «литература» чем-то вроде семинара литобъединения, на котором ценится эстетика слова, а писателей и поэтов школьники, если полюбят звучащее слово, прочтут самостоятельно. Конечно, в оформлении учебного класса обязательно нужно отражать все богатство отечественной и мировой литературной традиции — пусть на стенах висят портреты, а на стеллажах стоят книги, а в компьютерных базах и упражнениях даются ссылки на произведения. Интерес к литературе погубило, считаю, телевидение. До эпохи цветных мельтешащих картинок люди в спокойной, неспешной жизни своей привыкали слушать звучащее слово — народного ли сказителя, или выступления по радио, — оттого и поэтом быть считалось престижным, что народ умел вслушиваться и ассоциативность была аудиального типа. А теперь мы — визуалисты, наше внимание привлекает уже не слово, а только символ, потому и требования к речи у подростков занижены.
Уровень преподавания литературы в школе — проблема болезненная и давно назревшая. Однако привить любовь школьнику к чтению никакими экзаменами не удастся, скорее наоборот. Заставить читать по требованию, по обязанности — значит навсегда отвратить его от навязываемой таким образом литературы, по крайней мере для большинства. Корень зла, по моему мнению, в содержании. Попробуйте почитать учебники по данному предмету — от первого класса до выпускного. Уверяю, вы получите массу впечатлений. В итоге случаются весьма забавные казусы. Так, в белгородском молодежном журнале под странным названием «Онанас»,(№ 1, сентябрь 2013, с. 12) один из авторов на полном серьезе приписывает авторство романа «Как закалялась сталь» Максиму Горькому. Я вовсе не призываю возвращать в школьную программу произведения идеологического характера, хотя таковых там и сегодня хватает, наоборот, хочется видеть в ней книги, интересные подростку, чтобы урок литературы был самым любимым, а не скучнейшим невнятным разбором непонятных и оттого тоскливым и постылым действом. Впрочем, на эту тему сломано немало копий за минувшие десятилетия, и пока содержание образования будут определять чиновники, а в большинстве своем это люди весьма далекие от школы и от понимания психологии ребенка, да и в детской и подростковой литературе, мягко говоря, не слишком сведущие, вряд ли что изменится. Какие же книги надо читать (не изучать, именно читать) в школе — вспомните сами свои любимые книжки детства. А то нынешний школьник уже и Жюля Верна и Майн Рида не знает, хорошо, если Роулинг читал. И не только урок лит-ры (по-школьному) тому виной. Как-то посмотрел, что предлагают детские библиотеки своим читателям, и пришел в некоторое недоумение. Один из лучших писателей современной подростковой литературы Владислав Крапивин (кстати, недавно классику исполнилось 75 лет) удивлялся — зачем ребятишкам книги про мальчиков-вампирчиков. А вот библиотекари и издатели не удивляются. Правда, сам Крапивин все-таки в школьную программу попал. Хотя, наверное, это счастливое исключение.
Справка SmartNews
Выпускные экзамены по литературе в школах появились в 1945 году. Тогда сочинение стояло на первом месте и позволяло ученику выразить словами ту или иную тему. Несколько десятилетий также был обязательным еще и устный экзамен по литературе, на котором требовалось рассказать о тех или иных произведениях, основных этапах жизни и творчества писателей и поэтов. Сегодня, согласно данным международного исследования PISA, российские школьники занимают 41-е место из 65 по читательской грамотности. Еще недавно мы были на 27-м месте.
Крайне необходимо вернуть литературу. В любом случае литература очень хороший предмет для развития человека как личности, духовного развития. И плюс ко всему книги читать нужно. Может, это как-то привьет любовь к чтению у подрастающего поколения, хотя бы у десяти из ста человек.
Буквально несколько дней назад по РЕН ТВ обсуждалась такая тема и была сказана очень хорошая фраза: «Без чтения книг… не формируется мнение о различных жизненных ситуациях, а значит, человек не интересуется новостями и не имеет своего мнения. Такому человеку легко навязать любое мнение, а значит, управлять им».
В свете многочисленных митингов в Москве в прошлом году теперь понятно, почему так много молодежи пришло на такие митинги. Ведь именно нынешняя молодежь за последние 20 лет перестала читать художественную литературу и писать письма. Переписка в соцсетях на чудовищном сленге, насаждение молодежных передач с извращенными, чуждыми России ценностями, типа «Комеди Клаб», — и готово управляемое поколение. Команда «Фас!» — и оно готово броситься на кого угодно лишь потому, что в соцсетях к этому призывают.
Надо возвращать литературу и русский язык к экзаменам (а не ЕГЭ!!!), и пусть пишут как можно больше сочинений.
Обращали внимание, как общаются наши дети школьного возраста между собой? Без знающего этот сленг переводчика не понять. Это и есть результат школьной реформы в области литературы. Без чтения тех шедевров литературы, которые изучало старшее поколение, наши дети разучились вразумительно доносить свои мысли и желания собеседнику, приобрели признаки косноязычного изложения. Чтение литературы развивает грамотность и гибкость мысли, романтичность натуры, сострадание к ближнему.Больно жесток нынешний мир, кстати, созданный нами самими, а литература имеет шанс смягчить его в нашем сознании и сознании детей. Полагаю, что в школьной программе литературе следует вернуть главенствующее положение, экзамен должен быть и устный, и письменный.
Конечно, нужно вернуть литературу! Сама сдавала в 11-м классе экзамен и не вижу в этом ничего плохого. Только польза! Все равно во многом необходимость сдавать экзамен настраивает нечитающих детей на то, что нужно знать хотя бы основные произведения русской и зарубежной литературы. А это в какой-то степени определяет уровень культуры и образованности человека во взрослой жизни.
Конечно!!! Послушайте современную молодежь, почитайте их комментарии в соцсетях и на форумах. Всё поймете! Теперь везде (даже на улицах) видно нечитающее поколение, даже на рекламных щитах, вывесках делают ошибки, притом что в Word ошибки подчеркиваются. А попросишь описать то или иное событие, то, кроме как «ну, как бы, э…», ничего и не услышишь. А построение предложений… максимум 4–5 слов удается им связать.
Видео
Видео: GuberniaTV на YouTube
Эта статья написана на основе мнений читателей SmartNews. Каждый из вас может принять участие в создании любого материала нашего издания и стать его соавтором. Для этого нужно лишь прислать свои комментарии к материалам, которые находятся в разработке в разделе «Создаем новости вместе». Кроме того, вы можете дополнять эти темы фотографиями и видеосюжетами, чтобы сделать статьи более интересными и информативными. Мы ждем ваших комментариев!
Я только «за». Нужно, чтобы дети больше читали, причём нормальную литературу. Помимо сложных произведений, есть масса хороших, добрых рассказов.
По-моему, экзамен нужно вернуть. Как говорится: «не мытьем, так катаньем» —это как-то заставит школьников если не прочитать, то хотя бы ознакомиться с литературным поизведением. А может, кто-то заинтересуется и просто начнет читать книги…Хотя программу по литературе надо, безусловно, хорошо продумать: изучать Достоевского в 9 классе, мне кажется, рановато.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе