Четвертым будет. Читатели SmartNews одобряют возвращение экзамена по литературе

Статья полностью написана нашими читателями
9
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Валерий Матыцин/ИТАР-ТАСС

Российский кинорежиссер Карен Шахназаров высказал предложение о возращении экзамена по литературе в школы. Президент Владимир Путин назвал эту инициативу «очень важной», а министр образования и науки пообещал в ближайшее время проработать вопрос. Читатели SmartNews не остались в стороне и высказали свое мнение по этому поводу.

Карен Шахназаров, российский кинорежиссер и гендиректор киноконцерна «Мосфильм», на заседании Совета по культуре и искусству при президенте РФ предложил вернуть в школы экзамен по литературе. Кроме того, по его мнению, курс классической русской литературы должен преподаваться во всех средних и высших учебных заведениях страны. Президент России Владимир Путин идею одобрил, назвав ее «очень важной», и поручил министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову в ближайшее время заняться проработкой данного вопроса.

Прислала
Анастасия Ковалевская

Литература — один из важнейших и жизненно необходимых предметов гуманитарного цикла. Для объективности скажу, что в старших классах непрофильного обучения вместе с двумя часами русского языка идут три часа литературы. Соответственно, у школьников вполне есть возможность освоить программу и приобщиться к мировой культуре.

Но никакой экзамен по литературе не заставит ребенка читать больше книг, не поднимет интереса к предмету, — это задача учителей. А что касаемо сленга, то известно множество примеров, подтверждающих, что языки обыкновенно идут в сторону упрощения, нередки и заимствования. Однако сленг — удел разговорной речи, письменная же речь не испытает на себе это воздействие. Потому паника излишняя. А формат экзамена не повлияет на качество знаний.

Кстати, в наше время проводится достаточно много литературных конкурсов для молодежи, в том числе и с участием известных литературных критиков. Как правило, среди юных авторов есть очень много талантливых молодых людей.

Споры о возращении экзамена по литературе начались давно. Однако о том, в какой форме он может быть представлен в школьной программе, говорить сложно. Сегодня русский язык и литература объединены. С 2009 года от традиционного выпускного сочинения осталось 200 слов в заданиях ЕГЭ по русскому языку. Как отметил на заседании Шахназаров, «у Ильфа и Петрова негры из племени людоедов знали на сотню слов больше требуемых от современного выпускника». Несколько лет назад курс литературы сократили с пяти до двух часов в неделю. Зачастую это время используется учителями на подготовку старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку. 

Если же экзамен по литературе будут сдавать отдельно, то он станет четвертым обязательным экзаменом в выпускных классах. По новому стандарту к ЕГЭ по русскому и математике в самом ближайшем будущем добавится иностранный язык.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Прислал
Евгений Барданов

никому не должен

Произвольно выделять литературу как особый предмет на экзаменах, думаю, незачем, потому что этим мы подменяем цель преподавания литературы в школе — неправильно пугать учеников необходимостью сдачи теста на выразительную речь, а надо бы на уроках литературы на примерах хороших текстов прививать вкус к такой речи, чтобы учащиеся могли сами почувствовать ценность емкого и красиво звучащего слова. В идеале я вижу предмет «литература» чем-то вроде семинара литобъединения, на котором ценится эстетика слова, а писателей и поэтов школьники, если полюбят звучащее слово, прочтут самостоятельно. Конечно, в оформлении учебного класса обязательно нужно отражать все богатство отечественной и мировой литературной традиции — пусть на стенах висят портреты, а на стеллажах стоят книги, а в компьютерных базах и упражнениях даются ссылки на произведения. Интерес к литературе погубило, считаю, телевидение. До эпохи цветных мельтешащих картинок люди в спокойной, неспешной жизни своей привыкали слушать звучащее слово — народного ли сказителя, или выступления по радио, — оттого и поэтом быть считалось престижным, что народ умел вслушиваться и ассоциативность была аудиального типа. А теперь мы — визуалисты, наше внимание привлекает уже не слово, а только символ, потому и требования к речи у подростков занижены.

Прислал
Александр Жихов

Уровень преподавания литературы в школе — проблема болезненная и давно назревшая. Однако привить любовь школьнику к чтению никакими экзаменами не удастся, скорее наоборот. Заставить читать по требованию, по обязанности — значит навсегда отвратить его от навязываемой таким образом литературы, по крайней мере для большинства. Корень зла, по моему мнению, в содержании. Попробуйте почитать учебники по данному предмету — от первого класса до выпускного. Уверяю, вы получите массу впечатлений. В итоге случаются весьма забавные казусы. Так, в белгородском молодежном журнале под странным названием «Онанас»,(№ 1, сентябрь 2013, с. 12) один из авторов на полном серьезе приписывает авторство романа «Как закалялась сталь» Максиму Горькому. Я вовсе не призываю возвращать в школьную программу произведения идеологического характера, хотя таковых там и сегодня хватает, наоборот, хочется видеть в ней книги, интересные подростку, чтобы урок литературы был самым любимым, а не скучнейшим невнятным разбором непонятных и оттого тоскливым и постылым действом. Впрочем, на эту тему сломано немало копий за минувшие десятилетия, и пока содержание образования будут определять чиновники, а в большинстве своем это люди весьма далекие от школы и от понимания психологии ребенка, да и в детской и подростковой литературе, мягко говоря, не слишком сведущие, вряд ли что изменится. Какие же книги надо читать (не изучать, именно читать) в школе — вспомните сами свои любимые книжки детства. А то нынешний школьник уже и Жюля Верна и Майн Рида не знает, хорошо, если Роулинг читал. И не только урок лит-ры (по-школьному) тому виной. Как-то посмотрел, что предлагают детские библиотеки своим читателям, и пришел в некоторое недоумение. Один из лучших писателей современной подростковой литературы Владислав Крапивин (кстати, недавно классику исполнилось 75 лет) удивлялся — зачем ребятишкам книги про мальчиков-вампирчиков. А вот библиотекари и издатели не удивляются. Правда, сам Крапивин все-таки в школьную программу попал. Хотя, наверное, это счастливое исключение.

Справка SmartNews

Выпускные экзамены по литературе в школах появились в 1945 году. Тогда сочинение стояло на первом месте и позволяло ученику выразить словами ту или иную тему. Несколько десятилетий также был обязательным еще и устный экзамен по литературе, на котором требовалось рассказать о тех или иных произведениях, основных этапах жизни и творчества писателей и поэтов. Сегодня, согласно данным международного исследования PISA, российские школьники занимают 41-е место из 65 по читательской грамотности. Еще недавно мы были на 27-м месте.

Прислал
Сергей Королев

Крайне необходимо вернуть литературу. В любом случае литература очень хороший предмет для развития человека как личности, духовного развития. И плюс ко всему книги читать нужно. Может, это как-то привьет любовь к чтению у подрастающего поколения, хотя бы у десяти из ста человек.

Прислала
Макоша *

Буквально несколько дней назад по РЕН ТВ обсуждалась такая тема и была сказана очень хорошая фраза: «Без чтения книг… не формируется мнение о различных жизненных ситуациях, а значит, человек не интересуется новостями и не имеет своего мнения. Такому человеку легко навязать любое мнение, а значит, управлять им».

В свете многочисленных митингов в Москве в прошлом году теперь понятно, почему так много молодежи пришло на такие митинги. Ведь именно нынешняя молодежь за последние 20 лет перестала читать художественную литературу и писать письма. Переписка в соцсетях на чудовищном сленге, насаждение молодежных передач с извращенными, чуждыми России ценностями, типа «Комеди Клаб», — и готово управляемое поколение. Команда «Фас!» — и оно готово броситься на кого угодно лишь потому, что в соцсетях к этому призывают.

Надо возвращать литературу и русский язык к экзаменам (а не ЕГЭ!!!), и пусть пишут как можно больше сочинений. 

Прислал
анатолий кульбацкий

Обращали внимание, как общаются наши дети школьного возраста между собой? Без знающего этот сленг переводчика не понять. Это и есть результат школьной реформы в области литературы. Без чтения тех шедевров литературы, которые изучало старшее поколение, наши дети разучились вразумительно доносить свои мысли и желания собеседнику, приобрели признаки косноязычного изложения. Чтение литературы развивает грамотность и гибкость мысли, романтичность натуры, сострадание к ближнему.Больно жесток нынешний мир, кстати, созданный нами самими, а литература имеет шанс смягчить его в нашем сознании и сознании детей. Полагаю, что в школьной программе литературе следует вернуть главенствующее положение, экзамен должен быть и устный, и письменный.

Прислала
Алиса Морозова

Конечно, нужно вернуть литературу! Сама сдавала в 11-м классе экзамен и не вижу в этом ничего плохого. Только польза! Все равно во многом необходимость сдавать экзамен настраивает нечитающих детей на то, что нужно знать хотя бы основные произведения русской и зарубежной литературы. А это в какой-то степени определяет уровень культуры и образованности человека во взрослой жизни.

Прислала
Гульнас Кинзягулова

Конечно!!! Послушайте современную молодежь, почитайте их комментарии в соцсетях и на форумах. Всё поймете! Теперь везде (даже на улицах) видно нечитающее поколение, даже на рекламных щитах, вывесках делают ошибки, притом что в Word ошибки подчеркиваются. А попросишь описать то или иное событие, то, кроме как «ну, как бы, э…», ничего и не услышишь. А построение предложений… максимум 4–5 слов удается им связать.

Видео

Видео: GuberniaTV на YouTube

Эта статья написана на основе мнений читателей SmartNews. Каждый из вас может принять участие в создании любого материала нашего издания и стать его соавтором. Для этого нужно лишь прислать свои комментарии к материалам, которые находятся в разработке в разделе «Создаем новости вместе». Кроме того, вы можете дополнять эти темы фотографиями и видеосюжетами, чтобы сделать статьи более интересными и информативными. Мы ждем ваших комментариев!

Прислал
Артем Карпенко

Я только «за». Нужно, чтобы дети больше читали, причём нормальную литературу. Помимо сложных произведений, есть масса хороших, добрых рассказов.

Прислала
Галина Кива

По-моему, экзамен нужно вернуть. Как говорится: «не мытьем, так катаньем» —это как-то заставит школьников если не прочитать, то хотя бы ознакомиться с литературным поизведением. А может, кто-то заинтересуется и просто начнет читать книги…Хотя программу по литературе надо, безусловно, хорошо продумать: изучать Достоевского в 9 классе, мне кажется, рановато.

Автор

Маргарита Полунина

Над статьей работали

Артем Карпенко, Гульнас Кинзягулова, Настя Лукьяненко, Анастасия Ковалевская, Алиса Морозова, Сергей Королев, Евгений Барданов, Нелли Шестопалова, Галина Кива, Александр Жихов, анатолий кульбацкий, Макоша *

6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Евгения Иванова 16 октября 2013, 11:14

На мой взгляд литература нужна, но не в том виде, в котором ее преподавали ранее. Нельзя детские умы нагружать серьезными произведениями, понимание которых приходит с возрастом. От того для многих школьников литература становится нелюбимым предметом - детей заставляют читать то, чего они не понимают, до чего они еще не доросли.

Отмечено
редакцией

Артем Карпенко 16 октября 2013, 13:57, Изменено: 16 октября 2013, 15:54

Я только "за". Нужно, чтобы дети больше читали, причём нормальную литературу. Помимо сложных произведений, есть масса хороших, добрых рассказов.

Катерина Соколова 16 октября 2013, 16:04

Экзамен по литературе это не так страшно как кажется. Когда я сдавала экзамены после 11 класса, у нас литература была обязательным предметом. Сильно недовольных не было.
Другое дело, что многие произведения прочитывались в спешном порядке в кратком изложении, что бы вспомнить давно прочитанное или узнать хоть что-то об упущенном.
Что касается прочтения и обсуждения книг в течении учебного года, то тут возникали проблемы. И не в том, что не читали, а в трактовке произведения учителем. Почему то большинство преподавателей считают единственно правильным мнением о книге которое высказали или критики, или им в школе преподнесли еще в советское время. При этом они сначала просят детей поделиться их мнением, а потом говорят, что это не правильно... Из-за этого могут возникнуть проблемы и на самом экзамене. Надо или вопросы корректно ставить или принимать мнение детей таким, какое оно есть.

Лев Бабин 16 октября 2013, 17:34

лишний экзамен не спасёт наше общество от деградации, тут комплексные меры нужны.

Рита Бутова 16 октября 2013, 18:45

Ценности сдвинуты у подрастающего поколения, для них почитать книгу - это чуть ли не позор. Лучше в интернете посидеть, в игры поиграть. Как по мне, так и количество уроков литературы нужно увеличить.

Отмечено
редакцией

Галина Кива 17 октября 2013, 09:37, Изменено: 17 октября 2013, 10:07

По-моему, экзамен нужно вернуть. Как говорится: "не мытьем, так катаньем" -это как-то заставит школьников если не прочитать, то хотя бы ознакомиться с литературным поизведением. А может, кто-то заинтересуется и просто начнет читать книги...Хотя программу по литературе надо, безусловно, хорошо продумать: изучать Достоевского в 9 классе, мне кажется, рановато.

Добавить комментарий

Новое на сайте