Более 40% работающих россиян одобряют соперничество между коллегами. Об этом свидетельствуют данные опроса фонда «Общественное мнение». При этом частой причиной соперничества на работе становится высокий оклад или премия. Читатели SmartNews рассказали о своем отношении к конкуренции на работе и случаях, когда такое противоборство может быть полезным.
По данным опроса фонда «Общественное мнение», 41% работающих россиян любят конкуренцию. Мужчины одобряют соперничество в профессиональной сфере гораздо чаще, чем женщины (54% против 27%). Примечательно, что, по мнению работающих россиян, самая сильная конкуренция встречается в женских коллективах. Однако 67% женщин заявили, что стараются избегать соперничества.
Конкуренция нужна везде и всегда, но только конкуренция должна быть здоровой, а не основанной на интригах, подлизывании и других грязных приемах. Если конкуренция в компании зиждется на умении правильно потешить эго директора, то от этого может сильно пострадать вся компания, ведь сотрудники будут заняты не делом, а придумыванием новых дифирамб и тренировке глубины прогибы в реверансах начальству.
Думаю, что польза от этого есть. Главное, не допустить превращение здоровой, творческой конкуренции в зависть, подсиживание, нечистоплотное соперничество. Все во многом зависит от того, как подводятся итоги работы сотрудников, оцениваются результаты труда, мотивируются работники, поощряются лидеры.
Самая частая причина соперничества на работе — высокий оклад или премия. На втором месте — конкуренция за клиентов, объем работы, полномочия, на третьем месте — карьерный рост. Большинство опрошенных (42%) считают, что конкуренция повышает качество работы, приводит к росту профессионализма и увеличению зарплат.
Конкуренция полезна только в том случае, если она не раскалывает коллектив и не вредит работе, а, наоборот, стимулирует работников к совершенствованию своих знаний и умений, сплачивает коллектив в достижении общей цели.
Если нужны специалисты по продажам, к примеру, то конкуренция полезна, потому что там самый пробивной сотрудник — это и есть самый способный. Но так далеко не везде. Там, где нужна скорее, творческая жилка или высочайший профессионализм, там часто пробивными и хорошо умеющими лезть наверх оказываются далеко не самые способные и полезные сотрудники… Еще в СССР один из завлабов в НИИ говорил мне: «ты же понимаешь, что большинство действительно талантливых людей так и остаются на уровне начальников отделов — наверху никому не нужны реальные соперники, звезды лучше сияют на темном фоне». Можно также вспомнить сакраментальное (хоть тоже не всегда справедливое): «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Если формулировать кратко, то возможны варианты. Все хорошо в меру и там, где уместно. Конкуренция в том числе.
Отметим, что 52% респондентов не поддерживают соперничество на работе. 36% считает, что конкуренция может привести к текучке кадров и в целом вредит имиджу компании.
Конкуренция в коллективе не только не нужна, но и вредна. Нужен профессионализм, сотрудничество, союз единомышленников. Главной должна быть единая цель, идея, концепция, причем хорошо запрограммированная руководством, ради которой каждый член коллектива хочет, именно желает трудится с «огоньком». Сумеет руководитель совершить такой трудовой «подвиг», сплотить коллектив в едином направлении, и вскоре положительные результаты заявят о себе. В таком коллективе все идут параллельно вперед, активно помогая друг другу, на основе взаимозаменяемости в необходимый момент. Когда работа налажена, всем ясна цель и будущие результаты, тогда в работе может быть «здоровая» конкуренция, основанная на легких, дружеских отношениях, и выражаться она должна в творческом подходе, повышении профессионализма, индивидуальном креативном взгляде на решение задач. К сожалению в нашем обществе редко встретишь подобного руководителя, чаще руководитель не знает что в конечном итоге надо делать, как сплотить коллектив, да ему это не нужно, отчитался перед начальством, получил зарплату, а фонд стимулирования распределил тем, кто сумел «войти к нему в доверие». Но, это уже проблемы нашего общества, которое изменится не раньше, чем через пару поколений.
Конкуренция в одной фирме — это, как конкуренция в организме: печень с кожей, левая почка с правой, левый глаз с правым. Такое состояние организма называют «аутоиммунное заболевание». Сотрудничество — путь к развитию, а не конкуренция.
В технике что-то значимое создают дружные коллективы. Если энергия коллектива идет на взаимную грызню, он ничего не создаст. Зато появится новый маленький начальничек, который будет лезть вверх теми же способами и загубит по мере продвижения тему, направление, завод, отрасль. То самое, что мы наблюдаем с начала перестройки. Для менеджеров возможно, конкуренция полезна: лишние и наименее агрессивные затаптываются и их общее количество остается в разумных пределах.
Каждый третий работник (32%) считает, что хороший руководитель должен поощрять конкуренцию на работе, и даже создавать для этого различные ситуации. Интересно, что ровно такое же количество опрошенных говорит об обратном.
Конкуренция бывает ширмой зависти.
Пример. В коллективе, успешно разрабатывающем и внедряющем некие программно-аппаратные комплексы, сменился начальник. (Это событие как бы случайно совпало с получением солидного госзаказа). Как известно, среди всех профессий наибольший опыт, необходимый для того, чтобы стать специалистом, требуется нейро- и кардиохирургу. Но и в нашем случае работа была не простой и, наряду с непрерывным самообразованием, требовала опыта создания объектов, функционирующих в реальных условиях, а не в лабораторной среде упрощенных моделей. Текучесть кадров была ничтожной, а руководители направлений обеспечивали самый современный уровень проектирования.
Новый начальник поставил себе главную цель — нет, отнюдь не выполнение работы, а совсем другую. Он позавидовал своим подчиненным. «Зависть — есть желание вреда другому по причине обладания другим тем, чем бы безусловно хотел бы обладать завистник». Предметом зависти была профессиональная состоятельность. Целью стал отказ от использования заведомо грамотных специалистов. Игнорируя их, начальник запустил бесконечный процесс приёма и нередко скорого увольнения новых сотрудников. Разработки ответственных подсистем поручались то одной, то другой группе людей «не в теме», с нуля. Так, по собственным представлениям, шеф устраивал конкуренцию. Шло время. При наступлении очередных этапов предъявления продукта в редких случаях начальник видел провалы и принимал решение показывать фрагменты старых проектов. Они не соответствовали требованиям технического задания, но хотя бы функционировали. Чаще предъявлялись позорные новые разработки. В ответ на возмущение заказчика они почему-то объявлялись «первым опытом, требующим дальнейшего развития». В отсутствие как локальной, так и глобальной преемственности, они таки были своеобразными «первыми».
Следствием такой «конкуренции», скрывающей зависть и неуважение к труду, стал развал дееспособного коллектива и, конечно, невыполнение предприятием заказанной работы.
Конкуренция, работая в детском саду, невозможна. Но бывают якалки и подлизы. Якалки торчат в коридоре, когда приходят родители и начинают хвастать, как они умело проводят занятия, как трогательно и нежно заботятся о их ребенке. Только родители не дураки и по рассказам детей знают и о занятиях, и о работе всех воспитателей. А подлизы любят торчать в кабинете заведующей и кивать в знак согласия каждому слову руководителя. Еще была одна «добрая» душа, но никчемная воспитательница, которая у заведующей дома делала уборку, готовила еду на дни рождения и другие торжества. За это числилась в лучших воспитателях и получала премии. Кстати, все это было в советское время. А остальные помогали друг другу и советом, и делом. Тем более молодым, наставниками которых мы были.
Видео
Эта статья написана на основе мнений читателей SmartNews. Каждый из вас может принять участие в создании любого материала нашего издания и стать его соавтором. Для этого нужно лишь прислать свои комментарии к материалам, которые находятся в разработке в разделе «Создаем новости вместе». Кроме того, вы можете дополнять эти темы фотографиями и видеосюжетами, чтобы сделать статьи более интересными и информативными. Мы ждем ваших комментариев!
Здоровая конкуренция на работе необходима для поддержания высокой эффективности рабочего процесса.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе