Социальная реклама формирует сложные психологические образы, влияет на самоощущение человека, транслирует те или иные ценности. Для того чтобы социальная реклама воздействовала на целевую аудиторию, ее надо предварительно исследовать и тестировать, только так она может стать психологически эффективной. Более 30% россиян уверены, что такая реклама оказывает определенное воздействие на эмоциональную составляющую человека. Читатели SmartNews рассказали, какое влияние социальная реклама оказывает на людей.
Согласно исследованиям фонда «Общественное мнение», 34% россиян уверены, что социальная реклама может повлиять на поведение людей, а 24% респондентов в этом сомневаются. 17% опрошенных отмечают, что чаще всего на людей производит впечатление социальная реклама, призывающая не нарушать ПДД, а 6% россиян впечатлены рекламой против курения.
Социальная реклама влияет лишь на небольшое число людей при огромном количестве информации с разных источников.
СМС со словом «Добро» я отправляю всегда, когда по Первому каналу рассказывают о детях, нуждающихся в лечении. Просто считаю, что я должна это делать (остальные рекламы я даже могу не заметить). Если бы я делала это регулярно, хотя бы раз в месяц, но я вспоминаю только тогда, когда по ТВ увижу. Так что эта реклама нужна для таких, как я. Чтобы я тут же набрала слово «Добро» и отправила на номер.
Обстановка вокруг человека всегда влияет на его настроение и мысли. Если мы в лесу — самочувствие и мысли одни, а если мы в городе, то другие. Реклама — элемент обстановки, отсюда и влияние…
Психологи утверждают, что любое рекламное сообщение имеет какую-то эмоциональную основу, оно может базироваться на одном чувстве, а может и на нескольких. Используя те или иные воздействия, можно вызывать у потребителей различные чувства: уверенности, воодушевления, страха и другие.
Если бы социальная реклама не влияла на людей, то она бы быстро исчезла за ненадобностью. Поэтому ответ однозначно положительный — влияет.
Тут главное понимать, что такое социальная реклама. Сам термин подразумевает некоммерческую рекламу правильного образа жизни, зачастую заказанную государством. Причем этот образ жизни правилен с точки зрения самого государства. Ведь любая нормальная власть хочет, чтобы граждане были здоровыми, жили долго, были полезными на работе, — тогда и эффективность будет выше, и социальную помощь нужно будет оказывать в меньшем объеме.
Поэтому чаще всего мы в социальной рекламе видим отказ от наркотиков, курения и алкоголя, призыв к здоровому образу жизни, защите природы, вниманию на дороге, заботе о близких и незнакомых людях. Есть также социальная реклама, которая взывает к патриотическим чувствам: любить родину, защищать отечество, покупать облигации государственного займа и т. п.
Если человек живет в обществе и взаимодействует с ним, то он сам является частью этого общества (или социума), и социальная реклама пытается привить некие правила поведения, напоминает, воспитывает, предостерегает, пропагандирует. Кроме этого, социальная реклама может быть заказана не только государством, но и некоммерческими организациями.
Не следует путать эту рекламу с коммерческой или политической — это совсем другая область. Согласно федеральному закону РФ «О рекламе», социальная реклама может быть направлена только на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Плакаты проекта социальной рекламы «Все равно?!». Фото: vse-ravno.net
Социальная реклама влияет на социальных людей.
Соцреклама тогда влияет, когда она к месту… Проходя мимо рекламы «ПОЗВОНИ РОДИТЕЛЯМ — СТАРОСТЬ НЕ РАДОСТЬ», ты звонишь. А на баннерах банков — «ПЕНСИОНЕРАМ НИЗКИЕ ПРОЦЕНТЫ», а узнаешь, что эти 12% только в месяц, а годовые более 100%, то такое просто издевательство над пожилым человеком.
По сути, социальная реклама отражает нравственные ценности, привлекает внимание социума к тем или иным проблемам в обществе. Особой популярностью пользуются рекламные кампании по борьбе с наркотиками, соблюдению правил дорожного движения, пропаганда здорового образа жизни и охраны окружающей среды. Реализуется социальная реклама в виде плакатов, листовок, видеороликов, фотографий, граффити, рекламного оформления транспорта.
Здесь правильно сказали, что благодаря социальной рекламе он участвует в сборе средств для благотворительных фондов. Так что, конечно, социальная реклама влияет на поведение. Но я думаю, что в опросе ФОМ люди оценивали эффективность несколько иного вида социальной рекламы — той, что призывает к пересмотру определенных ценностей: рекламы против курения, рекламы против алкоголизма и наркомании и т. п. Такую рекламу сделать эффективной гораздо сложнее. Но все-таки возможно. Серия достаточно жестких рекламных роликов ГИБДД («Пристегни ремень, если хочешь жить», «Тебе повезло, ты умер сразу») действительно дала результат. Я, помню, где-то читал о соответствующих замерах и склонен им верить.
Плакаты проекта социальной рекламы «Все равно?!». Фото: vse-ravno.net
Социальная реклама, несомненно, нужна. Но она ни в коем случае не должна ограничиваться баннерами, плакатами, листовками, видеороликами, наполненными одними только призывами и лозунгами менять мир к лучшему. В социальной рекламе отражается государственная политика и гуманистические идеалы общества. Замечательно, если она будет включать в себя не только информационно-просветительские, пропагандистские материалы, но и реальные мероприятия, направленные на рекламу активного долголетия, здорового образа жизни, гражданственности.
Трансляторами такой рекламы могут быть не только СМИ, но и учреждения социальной сферы. Например, в Ростовской области в Аксае есть Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В прошлом году они выпустили буклет, где рассказывают об истории и современности своей службы, пропагандируют активное долголетие и бережное отношение общества к представителям старшего поколения. В этом году у аксайских соцработников стартовал социально значимый творческий проект «Мир пожилых людей отражается в детских глазах»…
Все это тоже социальная реклама. Но, с другой стороны, разве уже сами соцработники — люди, посвятившие себя заботе об одиноких пожилых людях, инвалидах, — не являются ее живыми носителями? Ведь они показывают реальными делами, как нужно относиться к тем, кому требуется особая помощь и поддержка нашего общества…
Что считать социальной рекламой? Реклама в детской передаче ЛЕГО: «У нас тут все для счастья — свежевыжатые соки и хорошая музыка!» — «Пойдем покормим дельфинов!» — социальная? Она пропагандирует гламурный образ бездумной жизни. То же — скандальная свара в интернете Тины Канделаки с Ксенией Собчак. То же — бесконечные сериалы про американских детей, в которых взрослые дебильны, а дети ходят на ушах. Все это социальное информационное поле 100-процентно определяет приоритеты современного поколения и поведение людей. Монстрихи вроде меня сопротивляются, отсюда прозвище!
Видео
Социальная реклама «Неправильная парковка»
Видео: Sozvezdie Serdec/YouTube
Эта статья написана на основе мнений читателей SmartNews. Каждый из вас может принять участие в создании любого материала нашего издания и стать его соавтором. Для этого нужно лишь прислать свои комментарии к материалам, которые находятся в разработке в разделе «Создаем новости вместе». Кроме того, вы можете дополнять эти темы фотографиями и видеосюжетами, чтобы сделать статьи более интересными и информативными. Мы ждем ваших комментариев!
Грамотная социальная реклама оказывает огромное влияние на общество, но она не должна носить характер одной-двух кратковременных рекламных кампаний, а должна быть регулярной и постоянной. Только тогда от нее будет хоть какой-то толк.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе