Министерство образования и науки к концу этого года разработает требования к электронным школьным учебникам. Это касается как технических, так и санитарных норм. Планируется, что новые пособия появятся в школах к 2015 году. Своими мнениями на тему введения электронных учебников поделились читатели SmartNews.
Минобрнауки передаст технические и санитарные требования к электронным школьным учебникам в Минздрав. С 1 апреля этого года в 60 московских школах ученикам 5–9-х классов в тестовом режиме уже заменили обычные бумажные учебники на электронные по нескольким предметам, сообщает газета «Известия».
Пишу с позиции школьного учителя: я преподаю английский язык. Несомненно, у электронных учебников много плюсов, так же как, впрочем, и минусов. Согласна, что при существующей системе, когда у школьников 15–20 предметов для изучения, каждый день в портфелях бывает пять, а то и шесть тяжелых книг! Кроме того, оснащенность учебниками оставляет желать лучшего: учебники далеко не соответствующего качества (этот вопрос много обсуждается в СМИ), поэтому есть необходимость в дополнительных пособиях; в библиотеках уже устаревшие издания, порою нет нужного количества и т. д. Другими словами, иногда приходится покупать книги, а это ложится бременем на плечи родителей. Сама постановка этой проблемы вызывает большие нарекания к учителю со стороны родителей и администрации. Между тем электронные учебники, во всяком случае английского языка, бесплатно выложены в интернете.
Согласна также с тем, что сложно представить современного образованного человека, не имеющего навыков работы именно с бумажной книгой, не получающего удовольствия от того, чтобы подержать издание в руках. А как приятно ощутить запах типографской краски!
Нельзя недооценивать и тот факт, что повальное введение электронных книг потребует и соответствующего технического оснащения школ. Готовы ли мы к этому? Зарплату-то учителям не можем дать достойную, а уж оснастить каждое рабочее место, то есть каждого ученика и учителя планшетом или электронным ридером, вообще, по-моему, нереально и даже нелепо при существующем положении дел.
Поэтому я за то, чтобы вопрос о введении электронных книг решился компромиссом. Например, школьники пользуются бумажными носителями в школе, а дома, для приготовления домашней работы, имеют электронный носитель. Кстати, собираюсь апробировать эту систему в своей работе в следующем учебном году, так как сполна испытала все вышеописанные проблемы.
У меня сестра учится в восьмом классе школы. У них не введены электронные учебники официально, но многие дети приходят с эл.книгами/планшетными компьютерами/нетбуками. Они сами, по своей инициативе это делают, так как принести книгу весом в 300 граммов проще, чем 6–7 тяжеленных учебников. Очень большая проблема состоит в том, что нужный учебник в подходящем формате очень сложно найти в Сети. Мы в свое время специально заменили книгу на планшет, так как файл просто невозможно было нормально прочесть. Мне кажется, что параллельно с вводом эксперимента в школах неплохо было бы добавить нужные учебники в электронном варианте на просторы интернета, многие будут рады. И сам проект пойдет быстрее.
В этом году министерство образования планирует решить вопрос с созданием информационных центров, где и будут храниться книги в электронном варианте. В 2015 году будут подведены окончательные итоги по тестированию ридеров, после чего разработают конкретные требования к электронным книгам.
— Столичное образование должно идти в ногу со временем. В значительной степени это касается школьного образования, ведь именно в школе человек получает свои первые серьезные знания, на основе которых строится его дальнейший процесс развития. Введение в ряде учебных заведений в качестве эксперимента электронных учебников, с моей точки зрения, является важным шагом на пути создания более удобного, современного и интересного процесса образования.
Несомненно, электронный учебник обладает рядом преимуществ, важнейшим из которых является его значительно меньший вес при большем объеме информации. Тем не менее о классической форме учебника все-таки не следует забывать, потому что книга в классическом понимании — это определенная традиция, бумажная книга является неотъемлемым элементом культуры, без которого сложно представить даже самый современный образовательный процесс. Кроме того, чтение такой книги является приятным времяпрепровождением.
Учитывая все положительные и отрицательные стороны, в данной ситуации необходимо найти баланс между усовершенствованием процесса обучения в школе и сохранением его добрых традиций, которые в течение долгих лет соблюдаются многими поколениями учеников.
Развитие цивилизации не стоит на месте: никого же не напрягает то, что человечество отказалось от глиняных табличек, пергамента, бересты в качестве носителей информации. Та же участь постигнет и бумагу в привычном нам виде.
Открытым остается вопрос, в каких классах нужно вводить электронные учебники. По словам председателя Всероссийского профсоюза учителей Андрея Демидова, в начальных классах детям будет тяжело усваивать информацию с экрана. А вот для старших классов, когда ученики носят в портфелях по несколько учебников, переход на электронные носители может быть полезным. Главное, чтобы он не ложился финансовым бременем на плечи родителей учеников, считает Демидов.
Всё бы вроде хорошо с таким переходом на электронные учебники, только вот уровень жизни не позволит в полной мере насладиться этим переходом. Где-то, наверное, и будут бесплатно учеников снабжать такими новинками, но наверняка это будут только элитные школы в крупных городах, ну максимум — «щедрые подношения» власть имущих с целью показать свою доброту и пустить пыль в глаза народу.
Мэтры таких компаний, как Apple, Hewlett-Packard, Yahoo, Google, почему-то отправляют своих детей учиться в школы, где использование компьютера просто запрещено. Они там лепят, рисуют карандашами, занимаются по простым учебникам. Потом все равно поступают в хорошие учебные заведения, демонстрируя отсутствие взаимосвязи между компьютеризацией образовательного процесса и обучаемостью. Позволю себе предположить, что объем тендера на поставку такого количества компьютерной техники сначала в Москве, а потом и во всей стране позволяет усомниться в повышении успеваемости на 30%. Мой сын этой осенью пойдет в первый класс, и я очень рассчитываю, что его глаза не будут тут же испорчены компьютерным экраном. В случае если его кто-то попытается обязать учиться по такому учебнику, я буду рассматривать варианты своих действий.
Справка SmartNews
Программа «Электронный учебник» действует в Южной Корее с 2007 года. В ее рамках применяется единая интерактивная книга. Эксперимент показал, что после введения такой программы успеваемость школьников повысилась на 30%. Через два года правительство страны планирует отказаться от бумажных носителей полностью.
Насколько целесообразным и эффективным может стать введение в школах электронных учебников, пока говорить рано. И все же читатели SmartNews выразили опасение, что переход на электронные носители в обучении может сыграть злую шутку с подрастающим поколением.
Было бы глупо вовсе отменять бумажные носители. У нас и так в стране молодежь вовсе не умеет работать с книгой (обычной)! Все новое надо внедрять постепенно, не отменяя старого! Любим мы безоглядно на наши национальные условия и особенности с ходу копировать все то, что кому-то из чиновников кажется единственно необходимым! Сегодня бумажными-то учебниками школы толком не обеспечены…
Отучаем детей от книг окончательно. Нынешнее поколение выпускников уже без калькулятора посчитать ничего не может. Мне, например, девушка в магазине 50 умножала на 10 на калькуляторе. А если массово появятся учебники, то можно будет их перепрошить у умельцев — и уже все задачки будут решены. А насчет цены, если доверить коммерческим структурам и не на бюджетные деньги, — эти учебники не будут дорогими. Да и сотни тысяч тонн бумаги сэкономим. В общем, есть и минусы и плюсы. Но я все-таки за обычные.
Все хорошо написали, но окажись такой «электронщик» в необычных условиях, так он без калькулятора пропадет. Посмотрите на «современных» продавцов. От рубля 50 копеек в уме не отнимут.
От прогресса никуда не деться. Но уже сейчас наши дети не могут в уме произвести простые арифметические действия и производят все действия на калькуляторе. А что произойдет, когда перейдут на электронные книги? Как развивать будут память? Не знаю, но вижу, как молодежь не может три предложения в кучу собрать без мата.
Эта статья написана на основе мнений читателей SmartNews. Каждый из вас может принять участие в создании любого материала нашего издания и стать его соавтором. Для этого нужно лишь прислать свои комментарии к материалам, которые находятся в разработке в разделе «Создаем новости вместе». Кроме того, вы можете дополнять эти темы фотографиями и видеосюжетами, чтобы сделать статьи более интересными и информативными. Мы ждем ваших комментариев!
Правильно, все учебники уже устарели, информация обновляется очень быстро. Покупать новые книги уже нет сил.
Отличная, надо сказать, идея! Ранцы детей даже младших классов совершенно неподъемны, предыдущие владельцы бумажных учебников чего только в них не напишут-нарисуют, да и стареет информация в наше время довольно быстро. Так что электронные учебники — это прекрасно.
Только нужно принять во внимание детскую психологию — и бить друг друга по голове электроучебниками будут, и ронять их, и компотом заливать. Так что нужно подобрать такой гаджет, чтобы был достаточно защищен, безопасен, не портил зрение и не отвлекал. А то ведь найдутся среди школяров продвинутые — во время урока по Сети лазать начнут при первой возможности.
Этот шаг с одной стороны облегчит школьникам жизнь — всё-таки таскать тяжеленные ранцы неудобно и нагружает спину, а с другой стороны, как электронные книги будут влиять на зрение, внимательность? И кто вообще эти гаджеты будет покупать, снова родители? У многих просто нет такой возможности. И опять будет это соревнование –у кого круче. А гос-во вряд ли осилит обеспечить все школы такой техникой.
28 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе