Каждое лето подростки 14-18 лет могут проводить с пользой: у них есть возможность трудоустроиться на время каникул. Для этого в каждом регионе страны работают соответствующие службы занятости и молодежные биржи труда, которые помогают школьникам найти занятие по душе. Читатели SmartNews рассказали о том, какую пользу приносит трудоустройство подростков на лето и как они должны проводить каникулы.
Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило государственный стандарт услуги по организации временного трудоустройства подростков на летнее время. Соответствующий документ опубликован на сайте «Российской газеты». Приказ министерства направлен то, чтобы во всех регионах школьники от 14 до 18 лет были обеспечены равными возможностями для трудоустройства, а службы занятости оказывали услугу по подбору работы качественно и единообразно. По словам представителей Минтруда, сотрудничество с такими службами дает подросткам гарантию соблюдения трудовых прав.
Опираясь на свой «опыт», могу сказать, что большое количество подростков перед наступлением летних каникул говорят, что будут работать, в итоге получается, что просто забывают об этом или, столкнувшись с какими-либо сложностями по трудоустройству, оставляют эту идею позади. Многим родители говорят: «Зачем тебе сейчас работать? Отдыхай, пока можешь». Те, кто всё-таки решаются устроиться, сталкиваются с тем, что биржи не могут предложить работу всем желающим.
Мне кажется, что такой опыт приносит пользу, но многим не хватает терпения, чтобы доработать до конца, ведь друзья зовут отдыхать и погода давит жарой, что становится невозможно работать, но это закаляет. Подростки начинают понимать ценность денег, свой заработок они уже не будут бездумно растрачивать на всё подряд. Можно устроиться на работу всего на месяц или два, отдыху как раз будет место. Минус в том, что присутствует обман в этой сфере. Моя знакомая прошлым летом устроилась раздавать флаеры, отработав месяц, з/п она так и не получила, так как многие не заключают никакого договора и не делают никаких записей в трудовой книжке, в этом случае надо быть просто внимательным. Я считаю, что каникулы можно провести размеренно: и работая, и отдыхая.
Сам процесс поиска подходящей работы для подростка, желающего подработать на летних каникулах, начинается с подачи соответствующего заявления в службу занятости. Подать такое заявление можно лично либо через портал государственных услуг или многофункциональный центр, по обычной или электронной почте, в зависимости от того, какие способы предлагает региональная биржа труда. По истечении нескольких дней подросткам предлагают варианты по трудоустройству, и если условия устраивают обе стороны — потенциального работника и работодателя, — заключается трудовой договор.
После восьмого класса папа устроил меня работать на почту. Дело было давно, в каждой семье выписывали по нескольку журналов и газет, так что сумка почтальона была увесистой. Ответственность я чувствовала колоссальную — нужно было разложить все издания по порядку, по адресам, ничего не перепутать. Некоторые поджидали у почтового ящика, как я сейчас понимаю, им просто не с кем больше было пообщаться. Но самое главное впечатление от того лета: я впервые столкнулась с тем, что люди живут очень по-разному. Бедно, грязно, одиноко… Именно тогда я осознала, как много делают для меня мои родители, научилась ценить уют и чистоту в своем доме, в домах родственников и друзей нашей семьи…
Мой 15-летний сын будет работать уже второе лето подряд. Распоряжаться собственноручно заработанными деньгами — особое удовольствие. Но главное — воспитывается ответственность, уважение к труду, расширяются представления об «устройстве мира». Кстати, мы искали работу через службу занятости. С ее подачи все подростки трудоустраиваются официально, заводится трудовая книжка, счет в банке, ИНН, и, кроме зарплаты, они получают по федеральной программе субсидию от центра занятости — в прошлом году около 1600 рублей.
Специалисты утверждают, что дети таким образом приобщаются к труду, получению ими первых профессиональных навыков, расширению возможностей для последующего трудоустройства на постоянное рабочее место. Кроме того, подростки получают доход, который почти всегда становится главным мотивом.
Я летом начала работать примерно в 13 лет. Не скажу, что все было по закону, так как устраивалась я через знакомую, живущую по соседству. Выглядела я тогда лет на 15, поэтому работала не как положено по Трудовому кодексу полдня, а целый. Это был ценный опыт. Так как я научилась планировать свободное время, с умом тратить честно заработанные (к слову, зарплата у меня была как у всех). Родители против не были. Деньги в дом я не приносила, так как получала примерно по 400 рублей в день и тратила на обеды и книги. Зато у меня появилась некая финансовая независимость от мамы и папы. Я была горда тем, что мне не приходится выпрашивать у них деньги на кино или мороженое. К тому же если ребенок занят большую часть каникул, у него не хватает сил и времени на всякие глупости и опасные шалости. Так как все детские хулиганства происходят в первую очередь из-за скуки.
Воспитание в труде пропагандировал на практике такой замечательный советский педагог, как Антон Семёнович Макаренко. Его практический опыт в благородном, но ныне неблагодарном деле воспитания малолетних правонарушителей показал, что только на собственном примере можно что-то доказать и показать несмышлёнышу. Тут главное, научить подростка, юношу уважать как свой труд, так и чужой. И труд должен быть созидательным, и только в этом случае он имеет положительный эффект воспитательного воздействия, где смысл самого заработка уходит на второй план, а работа начинает доставлять удовольствие…
Статистика показывает, что большинство парней и девушек, обращающихся в службы занятости, живут в городе (62%). При этом подростки из крупных городов более разборчивы в выборе места работы. Так, многие претендуют на хорошую зарплату, как правило, 10-15 тыс. рублей, и интересную работу. Тогда как работодатели готовы привлекать школьников к простому труду, а именно работе курьерами, фасовщиками, расклейщиками объявлений.
Любой подросток будет рад собственным деньгам, но захочет ли он работать простым рабочим? Амбиции у деток иногда просто поражают. а ведь их труд можно использовать только на «грязных» неквалифицированных работах — подмести, помыть, копать, красить. В крайнем случае можно доверить работу курьера, почтальона, оператора, если есть хорошие навыки работы с ПК, а не на уровне игр.
В семье с низким достатком наверное вообще не стоит вопрос «быть или не быть». Дети идут на любую работу, лишь бы не обманули с зарплатой.
Фонд занятости должен, конечно, всё это контролировать и поощрять работодателей. Было бы замечательно, если бы виды работ вывешивались на сайтах фондов и предпочтение отдавали не «гостям» города, а нашим желающим работать.
— В Москве часто приходится слышать мнение о том, что, если бы в столице не было трудовых мигрантов, невозможно было бы успешно заниматься благоустройством города. Я не согласен с тем, что гастарбайтеры в городском хозяйстве являются незаменимым трудовым ресурсом. Можно задействовать школьников и студентов на многих работах, где сейчас работают приезжие, например, на озеленении городских территорий, в сфере благоустройства дворов, на некоторых строительных работах. При этом мы дали бы учащимся возможность зарабатывать деньги не в ущерб учебе и одновременно с этим сняли бы часть острых миграционных вопросов в Москве. Наверняка подростки с удовольствием в вечерние или утренние часы несколько раз в неделю трудились бы на городских объектах. Но для этого необходимо прививать культуру такой работы, объяснять, что нет ничего зазорного для молодежи в работе в сферах городского хозяйства.
Справка SmartNews
В 2012 году в службы занятости за помощью в трудоустройстве всего обратились 842 тыс. подростков в возрасте 14-17 лет (в 2011 году их было 929 тыс., в 2010 году — 1,45 млн).
Мой опыт работы вообще уходит в 60-е годы прошлого века. После четвертого и пятого класса мы работали на «посадках». Это лесопитомник, где на длинных грядах росли махонькие сосенки и ели. Мы пололи эти гряды от сорняков. На солнце, на коленях, и получали за это по сколько-то копеек за гряду. Потом няней в садике после 6 класса (тогда купили новую школьную форму, потому что я выросла из той, что покупали во втором классе. Брали на вырост, подгибали, где могли.) Когда училась в педучилище, то всегда на каникулах работала няней. Еще есть опыт работы в овощехранилище — перебирали картофель, капусту; на макаронной фабрике — мыли поддоны от макарон. В общем-то многие дети в мое время работали летом и это было вполне нормальным делом!
Видео
Эта статья написана на основе мнений читателей SmartNews. Каждый из вас может принять участие в создании любого материала нашего издания и стать его соавтором. Для этого нужно лишь прислать свои комментарии к материалам, которые находятся в разработке в разделе «Создаем новости вместе». Кроме того, вы можете дополнять эти темы фотографиями и видеосюжетами, чтобы сделать статьи более интересными и информативными. Мы ждем ваших комментариев!
Сама идея, конечно же, отличная. Вот только ничего хорошего из этого точно не выйдет. Потому как подростки, трудятся из-за нехватки деньги. А устроить их на нормальную высоко оплачиваемую работу — практически не реально. И скорее всего, у них будет отвращение к труду.
Когда заканчивал девятый класс, увидел объявление на дверях школы: приглашали на работу летом в очень интересный институт кристаллографии, он был в двух шагах от дома. Правда, в первый же рабочий день всё не сложилось — оказалось, на ту работу, которую предлагали сначала, допускают только с 18 лет, увы, вредность. Но в отделе кадров предложили другой вариант, только подальше, несколько остановок на трамвае, младшим коллектором в Центральную геохимическую экспедицию. Типа младший помощник старшего сортировщика, но оказалось очень интересно — обрабатывали данные геофизиков.
В общем, то лето оказалось очень насыщенным на впечатления и довольно полезным не только в финансовом плане. Так или иначе, но я получил трудовую книжку с первой записью, что дальше дважды помогло на работе: при прочих равных мне предлагали лучшие условия. Даже спустя много лет, в конце 90-х, во время собеседования, на это обратил внимание директора кадровик.
Но тогда, в 1970-м из всей школы летом работал только я один.
С одной стороны, сейчас с этим легче — больше возможностей. С другой — намного выше конкуренция — подзаработать хотят многие, студентам тоже надо, да и работодатели чаще предпочитают нанимать гастарбайтеров.
Но есть и третья сторона, о которой написала Даша Волкова. Даже не в трудностях дело. Либо родители считают, что их чадо летом во что бы то ни стало должно отдохнуть, либо чадо слишком разборчиво. Был у меня разговор с племянниками, которые тоже решили подзаработать. Вроде бы похвально и даже вакансий много было. Но в Макдональсе всё плохо, курьерами непрестижно, там мало платят, здесь работа для старушек… И чем всё закончилось? Поллета проболтались во дворе, поллета — у бабушки на даче…
В любом случае мне всегда нравились ребята, не боявшиеся работы, у них перспектив всегда больше и ответственность выше
Когда заканчивал девятый класс, увидел объявление на дверях школы: приглашали на работу летом в очень интересный институт кристаллографии, он был в двух шагах от дома. Правда, в первый же рабочий день всё не сложилось — оказалось, на ту работу, которую предлагали сначала, допускают только с 18 лет, увы, вредность. Но в отделе кадров предложили другой вариант, только подальше, несколько остановок на трамвае, младшим коллектором в Центральную геохимическую экспедицию. Типа младший помощник старшего сортировщика, но оказалось очень интересно — обрабатывали данные геофизиков.
В общем, то лето оказалось очень насыщенным на впечатления и довольно полезным не только в финансовом плане. Так или иначе, но я получил трудовую книжку с первой записью, что дальше дважды помогло на работе: при прочих равных мне предлагали лучшие условия. Даже спустя много лет, в конце 90-х, во время собеседования, на это обратил внимание директора кадровик.
Но тогда, в 1970-м из всей школы летом работал только я один.
С одной стороны, сейчас с этим легче — больше возможностей. С другой — намного выше конкуренция — подзаработать хотят многие, студентам тоже надо, да и работодатели чаще предпочитают нанимать гастарбайтеров.
Но есть и третья сторона, о которой написала Даша Волкова. Даже не в трудностях дело. Либо родители считают, что их чадо летом во что бы то ни стало должно отдохнуть, либо чадо слишком разборчиво. Был у меня разговор с племянниками, которые тоже решили подзаработать. Вроде бы похвально и даже вакансий много было. Но в Макдональсе всё плохо, курьерами непрестижно, там мало платят, здесь работа для старушек… И чем всё закончилось? Поллета проболтались во дворе, поллета — у бабушки на даче…
В любом случае мне всегда нравились ребята, не боявшиеся работы, у них перспектив всегда больше и ответственность выше
Подростки до 16 лет как рабочая сила никому не интересны. Мы прошли в семье эту «эпопею» в Москве летом 2012 года. В результате была выбрана сеть ресторанов быстрого питания, как оптимальное соотношение — оплата — социальные гарантии — занятость — квалификация. Остальные 10-15 мест, куда пытался устроиться подросток 17 лет в течение 2 недель — либо оказывались сетевыми конторами, либо это было откровенное «кидалово», либо пирамида — становилось очевидно на следующий день после выхода на «новую работу», либо сразу после фразы, что нужно оплатить авансом обучение, форму, преператы и т.д. и т.п.
10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе