Общественная молодежная палата Москвы представила законопроект о патриотическом воспитании. Согласно документу, в школах будут проводить уроки памяти и мужества, на которых детей познакомят с историческими местами города. Читатели SmartNews оценили идею и рассказали, можно ли научить любви к родине.
Законопроект о патриотическом воспитанию граждан разработал член общественной молодежной организации Станислав Неверов. По словам Неверова, в документе предлагается ввести в школах предмет мужества и патриотизма, а также обязательный экзамен по истории России для учеников 9-х и 11-х классов. Законопроект должен быть внесен на рассмотрение в Госдуму в конце этого года.
Патриотическое образование в школах необходимо универсализировать. Особое внимание надо уделить внеучебной деятельности. Городские управления образования должны финансировать деятельность поисковых отрядов при школах, чтобы у детей была вся необходимая техническая база. Принятие закона позволит выделять деньги на патриотическое воспитание как из федерального, так и из региональных бюджетов. Сейчас финансирование этого направления молодежной политики, к сожалению, идет по остаточному принципу.
На таких уроках нужно давать детям сведения по истории края, города, посёлка — того места, где они живут и учатся. Причём информация должна быть интересной детям, не скучной и нудной. Возможно, совмещать эти занятия с небольшими походами, с осмотром достопримечательностей, знакомством с интересными людьми того населённого пункта.
Предполагается, что на уроках патриотизма школьников будут знакомить с историческими местами своего района, водить на экскурсии в военные музеи и мемориалы. Кроме того, при школах будут открыты специальные волонтерские пункты, осуществляющие шефство над ветеранами, а также детские отряды поисковиков, которые будут ездить на раскопки мест военных действий.
Боюсь, что благодаря урокам патриотизма париотов станет только меньше. Не думаю, что стоит вводить такой предмет, поскольку любовь к своей стране должна идти от сердца, каждый должен сам до нее дорасти. Или так и не дорасти. В любом случае, навязывать это не стоит, эффект будет обратным. Школьные предметы, в том скучном и нудном виде, в котором их преподают, могут отбить у ребенка интерес к чему угодно. С другой стороны, нужно большое внимание уделить русской литературе и истории России. Это очень важно. Но преподавать их нужно с разных точек зрения, не навязывая патриотизм.
По мнению политологов, патриотизм не должен насаждаться властями, в противном случае такие уроки могут, наоборот, способствовать отторжению.
Уроки мужества, встречи школьников с ветеранами и прочие мероприятия уже были в Советском Союзе. Практика показала, что пользы от них мало, так как все они проводились только для формальной отчетности. Я полагаю, что если сегодня опять официальным документом навязать школьникам становиться патриотами, то результат будет таким же.
Кто работал в системе образования, тот, наверняка, сталкивался с тем, что некоторые педагоги и чиновники от образования могут пойти на обман, лишь бы отметиться и получить за это сомнительное вознаграждение. По крайней мере, мне приходилось.
Так, весной 2011 года, Центром военно-патриотического и гражданского воспитания столичного Департамента образования проводился очередной городской смотр-конкурс на соответствующую тематику, где округа Москвы должны были представлять школы, в которых имеются образцово-показательные военно-патриотические клубы, кабинеты ОБЖ и военно-исторические музеи. В Зеленоградском округе с количественным показателем по военно-патриотическим клубам всегда была проблема, и приходилось из года в год показывать одни и те же. Но тут, узнав, что в школе № 604 работает по совместительству учителем ОБЖ руководитель одного из военно-патриотического клуба г. Солнечногорска, членам городского жюри смотра-конкурса дело было представлено так, что этот клуб якобы относится к самой школе. Появление образцового кабинета ОБЖ в школе № 1739, вообще произошло как в сказке, за какие-то два дня. Для участия этой школы, имеющий сильный военно-исторический музей, был на время освобожден кабинет начального класса, в который была перенесена из соседних школ материально-техническая база для проведения уроков по ОБЖ. И, хотя члены жюри и заметили, что наглядная агитация по данному предмету наклеена на стены как бы впопыхах, зачла эту школу.
К чему я это всё? А к тому, что мы, обманывая сами себя, показываем дурной пример детям, из которых будет потом трудно воспитать настоящих и честных людей.
Эту точку зрения поддерживает и большинство читателей SmartNews. Кто-то считает, что уроки патриотизма будут воспитывать не любовь к родине, а любовь к власти, что далеко не одно и то же. Другие отмечают, что тема патритизма в многонациональной стране может быть истолкована по-разному.
Патриотизм — это образ жизни и мышление, а они на уроках не изучаются. Этим жить надо. А то, что предлагается Общественной палатой — очередная маниловщина.
«Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». Что это? Обобрали стариков, ветеранов вспоминают по праздникам, чтобы выдать просроченные продукты, разрушают памятники истории и архитектуры, покушаются на Бородинское поле, на исторические парки и природные комплексы, прихватизируют берега рек и озёр, строят дома вопреки всем правилам и нормам, избивают и убивают тех, кто пытается противостоять вакханалии хамства и беззакония — и после этого они имеют совесть говорить о патриотизме и «формировании у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга»?
У нас хотят учить не Россию любить, а государственную власть. Это уже не патриотизм, это по-другому называется и по-другому аукается. Патриотизму учатся не на уроках, патриотизм воспитывается обществом и властью.
Ничего они не должны изучать. Подобный предмет вообще существовать не должен. Всё, что государство пытается насадить из-под палки в приказном порядке, вызывает только отторжение своими топорностью и беспощадностью. Где они часы возьмут — опять у русского отнимете? Или у математики? Ах, я знаю — в субботу с утра прибабахают. А потом опять пойдет волна «да что же это такое, все прогуливают и ненавидят наши прекрасные идеи».
Патриотизм сложная тема, как и история многонациональной страны. Вот татарам или дагестанцам в рамках патриотизма как относиться к тем своим предкам, которые противостояли героям отечественной истории в других регионах, в ходе присоединения Казанского ханства или Кавказа к России например? А что будут говорить детям на экскурсиях в музеи воинской славы частей, участвовавших в наведении конституционного порядка на территории Чеченской Республики, что скажут ветераны этих действий про чеченцев и мусульман? Я слышал, что выносили ребята из военно-патриотических клубов с таких посещений. Ветераны вроде говорили правильные слова о разнице между народом и бандитами, о заблуждениях и обмане, о том, что есть религия, а есть экстремисты и т.д. Но в головах у многих ребят образовывалась в итоге каша. Чтобы просто говорить о сложном, надо сначала определиться в базисе, который задаст надстройку, концептуальные тезисы четко проговорить, а не на откуп отдавать общими словами. Великая Отечественная — грандиозное событие общей истории, но история России и её народов Великой Отечественной не исчерпывается. И это только часть вопроса о патриотизме.
Абсолютно бредовая идея в лучших совковых традициях. Вынужденно внедряется в социум властями для консолидации. В тоталитарном государстве СССР — патриотизм необходим как элемент зомбирования, в настоящей России,не прошедшей до конца процесса распада империи — бессмысленная глупость, чреватая проблемами в неупразднённых национальных образованиях.
Эта статья написана на основе мнений читателей SmartNews. Каждый из вас может принять участие в создании любого материала нашего издания и стать его соавтором. Для этого нужно лишь прислать свои комментарии к материалам, которые находятся в разработке в разделе «Создаем новости вместе». Кроме того, вы можете дополнять эти темы фотографиями и видеосюжетами, чтобы сделать статьи более интересными и информативными. Мы ждем ваших комментариев!
Мне, лично, показалось довольно странным и абсолютно непонятным — почему в школе не должны обучать патриотизму и мужеству?
Но, а по- существу, мне школьное, советское образование дало очень многое: любовь к Родине, уважение старших, помощь слабому, а вспомните «тимуровские отряды», безвозмездную помощь пожилым людям, уроки мужества с приглащёнными ветеранами ВОВ — участниками боевых действий, встречи со знаменитыми и просто рабочими заводов. Патриотизм — когда видел боевую мощь в воинских частях на уроках мужества и НВП (начальной военной подготовки). А как мы болели за нашу хоккейную сборную, наших фигуристов, как сердце сжималось и на глаза наварачивались слёзы от гимна в честь победы наших чемпионов и олимпийцев! Ведь всё это было — и это был партиотизм! Да, было «серо», и деревянные игрушки — но помню себя ребёнком — я был счастлив! И предприятия работали в три смены! Отец был кавалером ордена «Ленина» и «Ордена трудового красного знамени» — разве не гордился я им — не это ли пример мужества и партиотизма — гордость за своего отца и семью, а значит и за страну.
Безусловно они вселяют доброту, помощь слабому и заботу о нуждающемся, уважение к старшим. Однозначно, такие уроки нужны, только честные, без фальши и подтасовок, реально и правдиво.
Так уж воспитали меня, в том числе и эти уроки в школе, что уже 8-ой год помогаю одному пожилому человеку, 79-ти лет, ветерану труда, блокаднице, репрессированной, отличнику образования — просто, безвозмездно, раннее по соседству жили. Советую общаться с такими людьми, их к сожалению большому становится всё меньше и меньше, а они столько дают душевного тепла и правды о прошлом, поражаешься их мужеству и созиданию. За свои 53 года на многое насмотрелся, ведь был и октябрёнком, пионером, комсомольцем, коммунистом — ими и остался в душе и в делах. Что нас отличало — так это неравнодушие к происходящему, в этом тоже есть заслуга уроков мужества.
Любить Родину можно только душой. А то, что хочет ввести эта палата — очень напоминает американский идиотизм. Они цепляются за флаг, за гимн, за символику, но не понимают, что это такое. Они считают себя патриотами, хотя по факту прекланяются перед вещами. А родину нужно любить. И это, должно прививаться в семье. Никак не в школе.
Критическая ошибка состоит в том, что наши депутаты, выросшие в СССР при Брежневе и Горбачеве, пытаются вырастить патриотов из поколения «пост-пепси» брежневскими же методами. И никак не хотят понять, что страна изменилась, люди изменились, шкала ценностей детей и подростков абсолютно другая. Пример отца, старшего брата, одноклассника, да даже соседа по подъезду или влияние популярного фильма и/или мультфильма куда как сильнее и прочнее вбивает в головы подрастающего поколения что такое хорошо и что такое плохо. Интересная и правильно организованная группа в ВК сделает больше, чем ежедневный урок патриотизма. Я не против того, чтобы детей водили в музеи и рассказывали там о подвигах наших отцов, дедов. Но это не подействует. Нужен другой подход. Направление выбрано верно, методика подкачала.
Патриотизм и любовь к родине необходимо развивать и лелеять в нашей молодежи Ведь и в правду есть, чем гордится и восхищаться. Хватит хаять Русское и возносить иностранное. Хватит дарить нашу талантливую молодежь иностранным государствам. Пора молодежи довести простую истину, что только они смогут навести порядок в России. Только от их труда зависит благополучие и процветание народа. Не все воспримут патриотизм. Но наши предки и жизни не жалели за Россию, думаю, что и современная молодежь будет гордится Великой Россией.
19 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе