Корабль-призрак. Легендарный ледокол «Арктика» могут пустить на иголки

Мурманск
4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Юрий Завьялов/SmartNews

Легендарный атомоход «Арктика», первым достигший Северного полюса, сегодня больше напоминает корабль-призрак. Его исключили из Регистровой книги судов и готовят к утилизации. Новый атомоход следующего поколения должен быть построен к концу 2017 года. Возможно, он унаследует имя «Арктики». С такой инициативой выступили ветераны ледокольного флота — те, кто уже не верит, что можно сохранить нынешний легендарный атомоход. Тем не менее борьба за легендарный корабль продолжается. 

«Арктика» прославилась на весь мир 17 августа 1977 года. Тогда ледокол первым в мире достиг Северного полюса в надводном плавании. Атомоход был создан на Балтийском заводе в Ленинграде в 1975 году и бесперебойно отработал 33 года, почти на восемь лет пережив отпущенное ему время.

Сейчас знаменитая «Арктика» стоит в отстое в Мурманске у причала предприятия «Атомфлот». Гуляя по нему, честно говоря, становится жутковато. Отсутствие света, пустые каюты и непередаваемый запах ржавеющего метала. Трудно представить, что еще четыре года назад здесь работал атомный реактор, а на борту трудились более ста человек.

Честно — я не смогла ответить на вопросы своих дочек, увидевших, как два ледокола сиротливо притулились у бережка в Кольском заливе, почему это тот корабль, который разрезал арктические льды и стал первым в мире, дошедшим до Северного полюса, стоит вот так скромно у бережка. Сказать детям, что ледоколы тут ждут того момента, когда их утилизируют, у меня не повернулся язык….

Видео

Судьба дедушки атомного судостроения была решена несколько месяцев назад, когда корабль исключили из Регистровой книги судов. Это значит, что «Арктика» стоит в очереди на утилизацию. Иными словами, первый в мире ледокол, покоривший Северный полюс, отправится «на иголки». По планам правительства, это должно случиться после 2016 года. А значит, у противников утилизации есть еще время на то, чтобы спасти легендарное судно. Ведь хотя сердце «Арктики» давно остановлено, душа, по мнению моряков, так и не может успокоиться.

Предложения сохранить корабль поступают с завидной регулярностью: одни готовы превратить ледокол в торгово-развлекательный центр и отель на воде, другие —использовать его как плавучую полярную станцию. Самый же вероятный вариант спасения «Арктики» — перевезти корабль в Санкт-Петербург и сделать из него музей и учебный центр для курсантов «Макаровки» (Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова. — Ред.).

Все упрется в деньги. Будет спонсор-нет проблем. А призывы к «общественности» и «власти»- пустая трата времени.

Примером успешной реализации такого проекта служит атомоход «Ленин», работающий в качестве музея в Мурманске. Кстати, командует им сейчас Александр Баринов — последний капитан «Арктики».

Любой моряк, любой капитан, который посвятил всю жизнь какому-то судну, он был бы, наверное, счастлив, если бы его ледокол был оставлен на года, на века. 

Александр Баринов, капитан атомного ледохода «Ленин»

При этом, несмотря на то что «Ленин» невероятно популярен у туристов, содержать два атомных корабля-музея для маленького Мурманска, считает Баринов, многовато. Специалисты уже определили в Санкт-Петербурге возможные места для вечной стоянки такого большого судна с осадкой 11 метров. Рассматриваются причалы Балтийского завода рядом с музеем-ледоколом «Красин», Адмиралтейских верфей, Кронштадта и «Морского фасада». Однако главное сейчас — привлечь внимание федеральных властей к этому вопросу.

Фото: Юрий Завьялов/SmartNews

— Мы соберемся на расширенном заседании полярной комиссии Российского географического обществ (РГО) 13 ноября и создадим рабочую группу, которая сделает конкретные предложения по спасению знаменитого атомохода от уничтожения. Мы намерены обратиться с письмом к президенту России, председателю попечительского совета РГО Владимиру Путину и главе РГО Сергею Шойгу. Нам важно донести до власти мысль о том, что в данном случае на уничтожение этого объекта требуется не меньше средств, чем на его сохранение. Но дело не столько в экономике, сколько в культуре и истории.

Очень много судов простаивает, грустно на них смотреть. Вот, например, атомный ледокол «Арктика» — наша гордость, красавец наш, он мог быть вторым музеем, это уникальное судно. То, что он стоит так бесславно, наводит на мысль, что, наверное, что-то не так с нашей памятью, если мы не находим возможности для продолжения его жизни.

Марина Ковтун, губернатор Мурманской области

Идея с «Арктикой» отличная, но по понятным причинам неосуществима. Более реальная задача сохранить нашу первую АПЛ «К-3», или ее все же распилят на «Нерпе»?

Да при чем здесь судно, людей надо беречь. Ледокол — это всего лишь груда металла.

Арктика и создавалась для того, чтобы выполнять подобную работу. Для полюса было выбрано время, с благоприятной ледовой, было обеспечение сильное… Что в этом героического? Конечно же, раздуть можно до больших масштабов, как и было сделано… Но по большому счету — это обычная работа. В 1983 г были и более тяжелые льды и более тяжелая работа, с гибелью нескольких судов, но никого не наградил

Видео

Прислал
Борис Тихонов

Арктика — это не просто атомоход, это целая история, просто утилизировать его было бы глупо и халатно, из таких судов нужно делать музеи, а не просто отправлять их в утиль.

Автор

Юрий Завьялов

Над статьей работали

Анастасия Савельева, Борис Тихонов

9 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Тарас Алюшников 3 ноября 2012, 15:05

А не правильнее сначала построить новый, а потом утилизировать старый?

Владимир Селиванов 3 ноября 2012, 16:06

Для подобного рода судов должны быть музеи. Как-ни-как, он первый ледокол, который покорил Северный полюс.

Анна Екимова 3 ноября 2012, 18:26

Надеюсь из него все-таки сделают музей. Пусть лучше послужит для курсантов, чем просто переплавить его на что-либо.

Отмечено
редакцией

Борис Тихонов 5 ноября 2012, 11:59, Изменено: 6 ноября 2012, 08:52

Арктика - это не просто атомоход, это целая история, просто утилизировать его было бы глупо и халатно, из таких судов нужно делать музеи, а не просто отправлять их в утиль.

Марина Алехина 5 ноября 2012, 13:02

Мне кажется, что уж развлекательный центр из этого судна точно делать не стоит, это как оскорбление памяти.

Олег Алиев 5 ноября 2012, 15:13

В другой стране такому судну нашли бы применение, а у нас стоит, ржавеет... как-то глупо все это, не историю свою не ценим, не чужой труд.

Владимир Селиванов 5 ноября 2012, 15:35

Музей - действительно очень хорошая идея. А если атомоход еще на ходу, то мог бы быть даже плавучий музей.

Женя Савкин 5 ноября 2012, 16:44

Под плавучий музей атомоход точно никто не отдаст, это же не баржа какая-то. Скорее всего, снимут с него все оборудование, если уже не сняли.

Герман Егоров 5 ноября 2012, 19:13

Жаль, если его пустят на иголки, хотя в нашей стране не удивительно... По Волге ходил-летал "Буревестник" первое и последнее реактивное судно на подводных крыльях! И где этот "Буревестник" сейчас? Так же на Волге было три самых мощных толкача "Маршал Блюхер"; "Маршал Тухачевский" и "Юбилейный". После перестройки им ненашлось работы!!! Сейчас их вывели из эксплуатации...

Добавить комментарий

Новое на сайте