Фото: macos, livejournal.com
В четверг новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» выходит в российский прокат. Во вторник премьера успешно прошла в Москве. Мировая же премьера состоялась ранее в Белграде — затем российская в Крыму. Везде зрители принимали картину по прозе Ивана Бунина на ура. Своими впечатлениями поделились известные блогеры и журналисты.
Фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» по прозе Ивана Бунина в четверг выходит в российский прокат. Вечером во вторник состоялась московская премьера в киноцентре «Октябрь». Мировая премьера ленты прошла 3 октября в Белграде, российская — в Крыму.Также режиссер подготовил пятисерийную версию картины для телеэфира.
Таким образом, мы замыкаем круг. Последним русским берегом для тысяч наших соотечественников — стал крымский. И для очень многих из них новой родиной стала Сербия. В Белграде похоронен барон Врангель, на мемориальном кладбище покоятся останки большого количества русских офицеров, солдат, казаков. Поэтому в знак благодарности Сербии мы решили устроить мировую премьеру там. А завершается это путешествие тем, что наши герои возвращаются в Крым на российскую премьеру. На мой взгляд, это очень символично и справедливо.
Фото: macos, livejournal.com
Режиссер задумал этот фильм давно и создал ленту по двум очень разным произведениям великого писателя Ивана Бунина — рассказу «Солнечный удар» (1927) и сборнику дневников 1918-1920 годов «Окаянные дни».
В «Солнечном ударе» Михалков вернулся к самому себе – тому реалисту, который снимал «Неоконченную пьесу для механического пианино», «Ургу», и первых «Утомлённых солнцем». Реализм в суперкачестве. Реализм, от которого в осеннем прохладном зале «Сава-центра», казалось, что вот-вот намокнет потом рубашка от июльского жара, низвергающегося с экрана на зрителей. Но очевидно, что Михалков в «Солнечном ударе» хотел не просто блеснуть мастерством и разыграть костюмированный бал талантливых актёров. Нет. Фильм это предупреждение. Это непрерывный диалог со зрителем. И, в какой-то момент, наверное, у каждого, сидящего в зале возникло желание заглянуть в своё будущее, за те самые двенадцать лет жизни главного героя, в которые у него уложились и мировая война и революция и гражданская война и осенний Крым двадцатого года.
Фото: macos, livejournal.com
На мировой премьере в Белграде зал быт забит полностью. Почти все — сербы, около сотни русских, оказавшихся в Белграде случайно, или приехавших специально.
Многие недоумевали, а почему Белград? Не Венеция, Канны, Сочи, Москва? Мало ли кинофестивалей, к которым можно приурочить старт ленты. Особенно, говорили полушёпотом, расстроился московский бомонд, привыкший к шумным пиршествам громких премьер. Но стоило очутиться в Белграде, как всё вставало на свои места. События почти столетней давности, о которых и снято кино, связаны с Сербией самым тесным образом. Именно эта страна приютила у себя десятки тысяч людей, не желавших жить в новой, советской России. Дворяне, офицеры, интеллигенция и разночинцы — все те, кого называли «белыми», осели в Белграде. Кто-то затем двинулся дальше, в Европу и Америку, но многие фамилии проросли корнями здесь.
Фото: macos, livejournal.com
У Ивана Бунина рассказ «Солнечный удар» это короткое эссе – всего четырнадцать тысяч знаков. И, прочитав, буквально проглотив его, совершенно не понимаешь, как можно снять по нему трёхчасовой фильм. Но Михалков смог найти холст, на котором скупые краски короткой любовной истории вдруг засветились каким-то неземным огнём. Холстом этим стали «Окаянные дни» Ивана Бунина, на «грунт» которого и легли краски «Солнечного удара». На экране в один узор сплелись два мира – звенящий, напоенный безумием юности, напряжением страсти, бесконечностью только-только начинающейся жизни мир молодого поручика, который путешествует куда-то по июльской Волге, и мрачный, безысходный, обречённый мир Крыма после ухода из него армии Врангеля.
В Крыму картину также ждал успех. По завершению фильма люди аплодировали стоя.
Народу было очень много, и все пришедшие сожалели, что театр всех не смог вместить, но все равно никто не уходил – все ждали режиссера картины <…> Главные герои все новые, нигде не засветившиеся личности. Это был риск, но опять же, со слов самого Михалкова, оправданный. И действительно, актеры, которые до этого еще нигде не снимались, не дают повода сравнивать их с предыдущими персонажами. И, как мне кажется, Никита Сергеевич открыл еще двух новых талантливых актеров. <…> Это не экшн, где море крови и весь фильм нарисован с помощью графики, а серьезный фильм, который после просмотра оставляет больше вопросов, чем ответов. Я и сотни других людей, посетивших предпоказ, смотрели его с удовольствием и из зала никто не ушел до конца сеанса, хотя фильм идет 3 часа — а это уже говорит о многом.
Фото: stomaster, livejournal
Московская премьера не стала исключением. Столичная публика встретила картину овациями.
Посмотрел фильм Никиты Михалкова. Ощущение реального удара. Только не солнечного. Страшные «Окаянные дни» гениального Бунина, 20-й год, русские офицеры покидают Юг России, захваченный большевиками. И эту трагедию страны и судеб пронизывает прозрачный, почти невесомый бунинский «Солнечный удар» о мимолётной встрече двоих на корабле, об их любви и потере. <…> Знаете, я смотрел «Солнечный удар» и понимал, почему создатели не торопились окончить его к моменту выдвижения на премию «Оскар», и показали фильм только после того, как закончился этот процесс. Этому фильму «Оскар» не нужен. По определению. Голливудскую статуэтку могут дать за блистательную режиссуру, за великолепную игру актеров, за что-нибудь еще. Все это в фильме присутствует. Но американские академики, при всем уважении к ним, не смогут оценить и понять то, что видим в «Солнечном ударе» мы. Менталитет другой. Для понимания необходима иная наследственность… И еще, это кино не для поп-корна.
Фото: macos, livejournal.com
Я понимаю, почему Никита Сергеевич переписывал рассказ несколько раз от руки. Чтобы понять, как он, Бунин, это делает — пишет акварель, которую вот так, с ходу, как будто и невозможно переложить на цифру современных камер и монтажных. Оператор поколения сорокалетних, который умеет снимать вообще всё — от музыкального видео до «Цитадели», — вобрал в себя это ощущение и эту акварель. И, конечно, он противопоставляет эпохи «до и после» колористически — эпоху, полную красок той самой жизни, про которую всё пишут и пишут, всё думают и думают сотни русских пишущих, если не сказать «писателей», и эпоху коллективного Белы Куна, крымского палача, где единственное яркое пятно — кровавое знамя нового порядка.
Фото: macos, livejournal.com
Как сказал журналистам сам Никита Михалков, «Солнечный удар» — это определенный месседж, предупреждение.
Мне кажется, что сегодня только «Солнечный удар» имел бы меньше значения, чем соединение его с «Окаянными днями». Солнечный удар — это мгновение. Окаянные дни могут быть на годы. Наша картина — это определенный месседж, предупреждение. Помните слова из записных книжек Чехова про то, что у каждого счастливого человека за дверью должен быть кто-то, кто стучал бы ему молоточком о чужом несчастье. Не пропускайте то, на чем нужно остановить свой взгляд, сосредоточиться, осмыслить, может быть исправить. Не гнушайтесь собственными руками пытаться что-то изменить. Не рассчитывайте, что это сделает кто-то другой. Этот другой — может быть чужим.
Тепрь картина выходит в широкий прокат и ее смогут увидеть миллионы зрителей по всей России.
Видео
Видео: РЕН ТВ на YouTube