В Ямало-Ненецком автономном округе вышла в свет специальная книга для учащихся начальных классов — «Азбука Ямала». Издание описывает историю и обычаи коренных народов, а также знакомит юных читателей с интересными фактами о родном крае. По мнению автора, книга поможет объединить детей округа, которые проживают в городах и селах.
Педагоги Ямало-Ненецкого автономного округа в скором времени получат два интересных методических пособия — «Этнология Ямала» и «Азбука Ямала». Первая книга создавалась для обучения студентов училищ и колледжей. Пособие будет издаваться в двух томах. Оно предназначено для знакомства студентов с жизнью и бытом коренных жителей. Его авторы — доктор филологических наук, главный научный сотрудник окружного Научного центра изучения Арктики Наталья Цымбалистенко и кандидат педагогических наук, директор салехардского филиала Столичной финансово-гуманитарной академии Виктор Паршуков.
По их мнению, необходимость создания такой книги была связана с изменением учебных планов, которые подразумевают подготовку студентов в рамках стратегии развития региона. В частности, издание окажется полезно будущим специалистам в области энергетики, которые будут работать на территории округа. С помощью книги они изучат духовное и культурное наследие местных народов, а также ознакомятся с результатами исследований и записками путешественников.
Видео
Второе издание предназначено для учащихся младших классов и называется «Азбука Ямала». Автор книги, Василий Быковский из города Муравленко, постарался собрать самые интересные факты о жизни коренных народов Ямала, а также подробно описать их обычаи.
По переписи, в нашем регионе проживает более 110 народов, больших, маленьких. А Север, я пишу, это то место, где у малочисленных коренных народов Севера свой хозяйственный уклад жизни, но со временем стираются границы, которые разнят народы. Сегодня только третья часть коренных представителей народов Севера живет традиционным образом жизни. Мы пришли сюда, нарушили этот образ жизни, а лет через 50 нефти и газа не будет добываться здесь, на территории автономного округа. Здесь не будет русских людей. Я пишу в одной из своих научных работ, что в середине XXI века коренное население будет еще малочисленнее.
Быковский в своей книге постарался донести до городских читателей то, как живут их сверстники в сельской местности, и наоборот.
Для чего я написал книгу? Пока строятся автомобильные, железные дороги, которые попытаются, возможно, связать интересы разрозненного населения, проживающего на территории ЯНАО. Я хотел заглянуть в будущее и объединить детей нашего округа, я написал книгу «Азбука Ямала» и для них, которая вот-вот будет издана. Что она из себя представляет? Я хочу, чтобы дети, которые живут в сельской местности, понимали и знали, чем живут их сверстники в городах. Я хочу, чтобы дети городские знали: чем живут, чем дышат дети, живущие в чумах, живущие в сельских населенных пунктах. В этой книге у нас с вами 210 терминов, которые я постарался обозначить. Как я подаю этот материал для того, чтобы дети понимали, а что такое его Родина, что такое Россия, что такое Ямал? Вот, например, губернатор, что я пишу, это самый главный человек в автономном округе, но это должность не наследственная, сменяемая, в этом вся и прелесть. И в этом интерес нашей сегодняшней политики. Не главное, как ты пришел во власть, самое основное, что ты оставил после себя. А после себя любой губернатор должен оставить достаточно много нового, и у людей, с кем он работал, сохранилась о нем добрая память.
В своей книге автор пытается рассказать юным читателям сложные вещи простым языком. Так, Быковский объясняет значения некоторых слов, относящихся к нефтяной промышленности, — такие, как, например, шельф.
Шельф тоже интересный термин. Не всем, может быть, детям, не всем, может быть, учителям понятно, что это такое. Многие говорят о шельфе. Года три четыре назад, а если быть точнее — в 2007 году, была достаточно емкая политическая акция, когда наши ученые спускались на дно Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса, там 400 тыс. с лишним метров воды подо льдом. И хотели занять эту территорию, кто быстрее, но для меня сегодня как инженеру, как кандидату технических наук непонятно пока, как мы будем добывать нефть под такой толщиной льда, когда льды движутся, ледовая плотина, поэтому, я думаю, вы сегодня обратили внимание, как нелегко достается сегодня эта тема. Хотел Газпром организовать добычу нефти в Баренцевом море, а Баренцово море — это море, где Гольфстрим еще немного присутствует. Если полуостров Ямал практически предотвращает, закрывает Гольфстрим полностью, и Карское море порядка трех месяцев находится безо льда, то и в Баренцевом море нелегко добывается нефть и газ, поэтому Шельф — это будущее. Я пишу здесь, что когда вы повзрослеете, возможно, придумаете методы добычи нефти и газа со дна Шельфа в такой опасной ледовой обстановке. Будущее за нами и с вами.
Ну, это здорово же! Мне кажется, такие книги необходимо вводить в каждом регионе, у которого своя собственная богатая культурная история. Дети в любом случае должны знать об истории и наследии своего края. Патриотизм необходимо прививать с малых лет!
Сообщается, что оба этих издания в скором времени должны быть утверждены в качестве пособий для внедрения в образовательную программу региональных школ и вузов.
Если судить по описанию, то книга должна была получиться здоровской! Посмотреть бы на нее, полистать. Если ее примут — будет очень здорово! Это должно послужить примером для других регионов. Будем надеяться, что обязательно послужит:)
Раньше все книги Быковскому писали его работники, а теперь кто? Или она была написана еще в те времена, когда в его подчинении были работники.
К слову, в регионе всегда уделялось большое внимание развитию детей. К примеру, МЧС по Ямало-Ненецкому округу запустило в эфир свою «Азбуку безопасности». В цикле телепередач юных жителей учат, как вести себя в непредвиденных ситуациях, а также прописным истинам техники безопасности. В одной из этих программ детям напомнили правила безопасности во время новогодних праздников.