Российские авиаперевозчики намерены составить список пассажиров-хулиганов, потенциально угрожающих безопасности полета. Перечень таких дебоширов будет открыт для всеобщего доступа, а в дальнейшем авиакомпании планируют добиться права не продавать билеты засветившимся хулиганам.
Вопрос о черном списке вновь был поднят в конце 2012 года после инцидента на борту самолета Москва — Хургада. За 12 часов ожидания вылета некоторые из пассажиров так «заправились» горячительным, что, ступив на борт, начали разборки с членами экипажа. Бортпроводникам даже пришлось закрыться в комнате отдыха. А в 2010 году из-за нетрезвых пассажиров рейса Москва — Гавана самолет совершил посадку в Исландии. В 2009-м пассажиры самолета, летевшего из Москвы в Израиль, покусали стюардессу.
Видео
Список подобных инцидентов можно было бы продолжить — такие случаи происходят регулярно, вне зависимости от времени года и обстоятельств. Число хулиганских выходок растет пропорционально пассажиропотоку, который в прошлом году, по данным Росавиации, увеличился на 16,2%. Крупные авиаперевозчики даже начали создавать свои службы по предотвращению скандалов во время полета. Небольшим же компаниям это не по карману. Поэтому авиаторы настаивают на формировании официальных и публичных черных списков неблагонадежных пассажиров.
В настоящее время штраф за противоправное поведение на борту составляет лишь 1,5 тыс. рублей. Хулиганы, заплатив штраф, могут на следующий день снова купить билет на самолет. И нет гарантии, что этот человек снова не устроит дебош, который угрожает безопасности всех пассажиров. Очевидно, что этой нормы недостаточно. Буянят на борту самолета не только в России — это международная проблема. В прошедшие праздники одного пьяного американца, летевшего в Нью-Йорк, сами пассажиры примотали скотчем к креслу. В аэропорту его сдали в полицию.
Правильно, пусть поездами перемещаются. Быдло всякое. штрафовать и сажать лет на 5-10.
Почему ничего не делается в направления повышения безопасности полетов, сервиса и снижения цен? А идет только ущемление прав граждан со стороны авиаперевозчиков — отказ на возврат «промо» билетов, создание черных списков? Когда Минтранс начнет создавать черные списки авиакомпаний и самолетов, на которых небезопасно летать; черные списки пилотов, которые не умеют управлять техникой; бортпроводников, которые хамят при обслуживании на борту?
— Может, нужно ввести какие-либо штрафы большие, 500 тыс. рублей или больше. А после этого если не соблюдает, то тогда можно посмотреть более жесткую ответственность за поведение пассажира в транспортном средстве.
Руководством по авиационной безопасности и Циркуляром Ассоциации гражданской авиации государствам рекомендовано принять необходимые эффективные правовые меры по предотвращению нарушений правил поведения пассажиров на борту воздушного судна. Кстати, посмотреть, кто из пилотов нарушает дисциплину, можно уже почти год — черные списки вывешены на сайте Росавиавции.
А где именно будут вывешивать данные о пассажирах-хулиганах, пока не решено. Но для их опубликования нужно согласие самого пассажира, чтобы не нарушать закон «О персональных данных». Возможно, в билете будет пункт, где пассажиру предложат дать разрешение на обнародование его антиподвигов.
Председатель общества по защите прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков считает, что черные списки пассажиров ущемляют права россиян. По его мнению, бороться с людьми, неадекватно ведущими себя на борту, необходимо другими способами.
Авиакомпании должны иметь право (обоснованное право!) объявлять граждан, чье поведение на борту угрожало безопасности полета, персоной «нон грата». Если есть доказательства — видеосъемка, свидетели…Самолет не поезд, где можно просто высадить пьяного идиота (или идиотку, что еще отвратительнее) или сдать в ЛОВД.
По нынешнему Воздушному кодексу командир самолета имеет право применять все необходимые меры (в том числе и меры принуждения) в отношении тех, кто создает угрозу безопасности полета и отказывается подчиняться его распоряжениям. Но слова на дебоширов, как правило, не действуют. Тогда утихомиривать их приходится стюардессам. Поэтому Минтранс предлагает дать право сопровождать воздушное судно в полете сотрудникам службы авиабезопасности. А для защиты пилотов от хулиганов, рвущихся за штурвал, Минтранс предлагает поставить в кабины «домофоны», чтобы было видно, кто хочет войти в кабину.
Когда речь идет о драке на борту, то здесь явно «светит» уголовное наказание. И перевозчик может потребовать возместить причиненный ущерб. Если же пассажиры просто не соблюдают Правила поведения на борту, то это уже административная ответственность.
Первое предложение о введении черных списков авиапассажиров появилось еще в 2009 году. С инициативой тогда выступило МВД. Затем об этой необходимости говорил и гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. В настоящее время компания ведет мониторинг в отношении пассажиров, в действиях которых наблюдается агрессия на борту самолета. Попытку формирования подобных списков осуществлял и Ространснадзор. При этом зарубежные компании давно используют подобную практику.
Мы тоже неоднократно обращались, нам, всем авиакомпаниям, нужно узаконить, чтобы мы могли публиковать черные списки пассажиров, но закон пока этого не позволяет. Это больше вопрос Государственной думы, так как нужно принимать проект закона.
Многие российские авиаперевозчики уже сейчас ведут свои базы данных, в которые вносят фамилии пассажиров, чье поведение во время полетов вызывало различные проблемы. При этом в конце 2011 года ФАС возбудила дело в отношении компании «Ямал» за то, что та якобы вела списки потенциальных дебоширов, уже замеченных в небольших правонарушениях, и не продавала им билеты. В «Ямале» эту информацию опровергли. Впоследствии дело было закрыто за недоказанностью.
Я никак понять не могу, неужели так сложно внести таких пассажиров в эти самые чёрные списки?!!! И штрафы довести до размера американских! Я вот боюсь летать и без дебошей, почему я из-за отсутствия законов, которые могли бы приструнить таких вот дебилов, должна нести дополнительные моральные потери!!!!!!!!!!???????????
— К сожалению, нельзя сказать, что авиакомпании смогли полностью для себя решить этот вопрос. Есть инициатива, перевозчики очень хотят защитить себя от дебоширов на борту, и, по их мнению, введение черных списков, которые позволят на легальной основе отказывать в перевозке клиентам, которые в этот список попали, безусловно, было бы благом. Это даже не столько профилактическая мера, сколько защита от возможного рецидива. Однако, к сожалению, наши власти пока недостаточно готовы поддержать эту инициативу, и здесь нужна поддержка, наверное, в первую очередь со стороны законодателей, которые должны высказать свое весомое мнение.
Давно бы уже этот список сделали. Почему нормальные, адекватные пассажиры должны терпеть пьяные выходки своих соотечественников? Пусть летят отдельным рейсом — «для неадекватных».
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе